Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Еже­ли толь­ко бу­де­те про­дол­жать над­ле­жа­щее пос­лу­ша­ние и по­ви­но­ве­ние, и все­воз­мож­но бу­де­те ста­рать­ся отк­ры­вать свои де­я­ния и все от мыс­лен­но­го вра­га-ди­а­во­ла по­мыс­лы, и пот­щи­те­ся во всем во­лю свою от­се­кать и ни в чем сво­е­му по­мыс­лу не ве­рить, и са­мом­не­ния и осуж­де­ния уда­ля­ти­ся, яко от смер­то­нос­но­го яда, и с со­дей­стви­ем по­мо­га­ю­щей бла­го­да­ти се­бе пот­щи­те­ся исп­ра­ви­ти, то дерз­но­вен­но ре­ку, яко вся­чес­ки Все­ми­лос­ти­вый Гос­подь не ток­мо от вре­да ув­ра­чу­ет, но и да­ру­ет да­ры — сми­ре­ния, раз­суж­де­ния!..

преп. Лев

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Проповедь в четверг 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, ныне, сегодня, мы с вами сподобились встретить уже четвертый день первой седмицы Великого поста, одной из самых строгих недель в богослужебном году, встретить, собравшись в храме здесь, в нашей святой обители, в благословенной Оптине. И это великое к нам Божие благословение, Божий дар, потому что особо эти дни проживаются, прочувствуются именно здесь, в монастыре, и особенно – в Оптине. Потому что наш монастырь – он как бы оторван от мира: нет рядом шумного города, ты выходишь за его стены, а вот эта благодатная молитвенная тишина – она продолжается. И вот нас здесь всех собрал Господь. И за этим стоит великая Божия тайна. Наш преподобный старец Варсонофий сказал такую фразу. Он говорил паломникам, приезжающим сюда к нему в то время: «Не думайте, что вы сюда приехали сами, вас сюда привел Бог, а вы просто не сопротивлялись».

Если мы откроем Священное Писание, мы там найдем удивительные слова. Апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» и «Кто этим Духом водится, тот воистину сын Божий». И Господь сказал: «Я уйду, но я пошлю другого утешителя, Духа истины, который вас наставит на всякую правду». И вот Он сошел в день Пятидесятницы, в 50-й день после Воскресения Христова, и до сего дня Церковь живет под руководством благодати Святаго Духа. Когда собрался первый Апостольский Собор, они написали такое определение: Изволися Духу Святому и нам.

В богослужении Церкви мы видим следующие слова святых отцов, которые подвязались в пустыне. Там есть такие слова: Когда на тебя нашло наитие Святаго Духа, тогда ты встал и последовал Христу. То есть ты начал подвизаться и трудиться, потому что на то тебя призвала благодать Святаго Духа. Наш великий мыслитель Алексей Степанович Хомяков дал определение Церкви следующим образом, что это общество людей, соединенных в Божией благодати, и которые этой Благодати покоряются, – то есть живут в ее послушании. И вот так же Великий пост – это время особой Божией благодати. И Великий пост – за ним тоже стоит некая тайна.

Один Афонский монах рассказывал такое свое переживание: в Прощеное воскресенье вечером он остался в храме после того, как Чин прощения уже закончился, все разошлись, а он остался еще посидеть и помолиться. И вот ему было такое видение… В храме собрались бесы, и один, ну, некто среди них главный, сказал: «Собирай всех, завтра идем на войну». И вот мы знаем, когда читаем Евангелие, что Христос, когда подвизался в пустыне и когда Он взалкал – то есть, когда Он захотел есть, – тогда приступил дьявол и начал искушать Его. Вот это важно помнить для того, чтобы правильно воспринимать то, что с нами происходит во время Великого поста. Начинается руководство особое Божией благодати.

Церковь требует от нас, просит, умоляет в богослужении, чтобы мы совершили особое напряжение сил: воздержание в удержании чувств, языка, глаз, слуха, в творении добрых дел. И вот, когда здесь милостью Божией и силой Божией совершается это особое напряжение сил, вот тогда подходит дьявол и начинает искушать нас. И мы этого не видим, это незримо для нас, хотя святой Иоанн Кронштадтский сказал, что: «Если бы Господь хотя бы на 10 секунд приоткрыл человеку духовное зрение, чтобы он увидел, что происходит вокруг него, он тотчас бы сошел с ума, потому что, – как он сказал, – бесы – это как пчелиный рой, который пребывает рядом с нами».

И вот в нашей жизни, бывает, начинается искушение: одно происходит, другое, третье. Знаете, как иногда все переживают такие мысли, что как будто прям вот сговорились, сразу всем от меня что-то надо, сразу что-то не получается и тут же я заболел. И человек думает: «Может быть, Господь меня наказывает?» Да, Господь наказывает, но правильный перевод слова «наказание» – «научение». Господь не наказывает, Господь учит. Поставляет каждого из нас в особые обстоятельства жизни, совершенно особые. Нет никогда никакого шаблона: кто-то скорбит, кто-то радуется, кто-то пользуется полным здоровьем, а кто-то еле ноги передвигает, кто-то доживает до 90 и, в принципе, относительно своего возраста полон сил, а кто-то в 30 лет уже еле живой. У всех всё по-разному.

Чему же Господь нас хочет научить? Об этом говорит наш преподобный старец Макарий. Он говорит: «Рассуждай, всегда рассуждай, думай, чему же Господь тебя хочет научить в поставленных тобой обстоятельствах». И дает такой ответ: «А Господь хочет научить только одному, очень простому. Он хочет научить человека смирению». У Святого Исаака Сирина есть такие удивительные слова, он говорит: «Господь не награждает человека за добрые дела, Он даже не награждает человека за добродетели, Он награждает человека за смирение, которое рождает добродетель».

Вот Великий пост – он всегда призывает к тому, чтобы пободрствовать над собой, чтобы напрягая вот эти силы на воздержание, на молитву, на посещение храма, на особое доброе отношение к тем, кто рядом с нами, на прощение, внимательно посмотреть, что же внутри тебя, когда ты совершаешь все эти внешние дела, – что же внутри тебя происходит. Вот, у нашего убиенного отца Василия, которого все очень почитали, в воспоминаниях о нем его близкие друзья, да и многие, кто его знали, много чего ему пророчили. Ему пророчили, что он, наверное, будет старцем, что он будет святым. Он всех удивлял своей собранностью, молитвенностью, таким подвижническим духом. И вот в его дневнике такие удивительные слова. Отец Василий (Росляков) говорит: «Cмотрю на себя и понимаю, что, если я буду поставлен в очень тяжелые жизненные обстоятельства, и передо мной встанет выбор отречься от Христа или быть верным Ему, – он говорит такие страшные, но очень честные слова, он говорит, – я вижу, что я отрекусь». А дальше говорит: «А если я потенциально готов отречься, значит это отречение всегда живет во мне». И говорит: «Господи, молю тебя, избави меня от этих тяжких обстоятельств». Вот правильный взгляд на себя человека, который подвизается.

Но кто-то может сказать: «Ведь наш убиенный отец Василий – он же все-таки в лике преподобных не прославлен. А мы же обычно руководствуемся мыслями святых отцов». Так они совпадают с мыслями святых отцов. В патериках есть такие удивительные слова, их мало кто сможет понять. Пимен Великий сказал такие слова, он сказал: «Братья, поверьте, где будет сатана, туда буду ввергнут и я». Сисой Великий, когда умирал, его спрашивали: «Отче, что ты видишь?» – Он говорит: «Я вижу ангелов, которые пришли за мной». – Они говорят: «И что же?» – Он говорит: «А я их прошу: дайте мне еще время на покаяние. Дайте еще мне время».

Преподобный Паисий Афонский сказал, что если любому человеку, абсолютно любому – высокой духовной жизни, невысокой, средней, – если бы в один момент Господь показал бы, кто он есть на самом деле, неподготовленный бы человек закончил бы жизнь самоубийством. В такое бы отчаяние он пришел. Но Господь хочет нам прийти в разум истины, чтобы мы спаслись, поэтому нашей жизнью руководит очень деликатно, и всё посылает по силам, потихонечку. Для того, кто желает спастись, потихонечку приоткрывает, кто он такой. Потому что Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего. Кто будет во Мне и Я в нем, тот сотворит много плода». И еще у апостола есть удивительные слова, что: Благодатью – то есть силой Божией, Святым Духом – мы спасены. И это не от вас. И дальше говорит: Это Божий дар. И не от дел, чтобы никто не похвалился. Не похвалится перед Богом никакая плоть. Никто не похвалится.

Когда человек думает, что он что-то значит, это говорит, что человек пребывает в прелести. А в прелести, если мы честно на себя посмотрим, пребываем мы все, потому мы думаем, что мы что-то значим. Как это проверить? Да очень легко. Надо просто нам сделать замечание; или, например, сказать нам грубое слово; или, например, чтобы в нашей жизни произошла какая-то скорбь. И тогда сразу открывается, кто мы такие. Поэтому, дорогие братья и сестры, желаем, чтобы вот в это такое время очень благодатное, но, бывает, очень-очень непростое, Господь по-настоящему помог взглянуть на себя. И чтобы взглянув на себя, мы все-таки смирились. И тогда Божья благодать пришла бы в нас и дала бы нам такую силу, чтобы у нас получалось то, что даже нам раньше когда-то бы и казалось бы невозможным. Божией помощи всем. Аминь.

Иеромонах Филофей (Магеррамов)