Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ва, пост и бодр­ство­ва­ние над со­бою, т.е. хра­не­ние сво­их мыс­лей и чувств, де­ла­ют нас по­бе­ди­те­ля­ми вра­гов на­ше­го спа­се­ния. Са­мое труд­ное из этих трех дел есть мо­лит­ва – веч­ная доб­ро­де­тель, ко­то­рая всле­д­ствие уп­раж­не­ния об­ра­ща­ет­ся в на­вык, а мо­лит­ва до са­мой смер­ти тре­бу­ет по­буж­де­ния, сле­до­ва­тель­но, под­ви­га.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ва к Бо­гу вся­кая до­ход­на. А ка­кая имен­но – об этом мы не зна­ем. Он Один Су­дия пра­вед­ный, а мы мо­жем ложь приз­нать за ис­ти­ну. Мо­лись и ве­руй.

преп. Анатолий

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

Неделя 14-я по Пятидесятнице

Дорогие братья, отцы и сестры, в сегодняшнем евангельском отрывке, который был зачитан за воскресным Богослужением, Господь и Бог наш Иисус Христос рассказывает нам притчу. Рассказывает Он её ученикам. А притча — это, вы знаете, повествовательное иносказание, в котором глубокий смысл имеется. Притча эта получила название «О званных и незванных» (Мф. 22, 2 - 14). Говорится в ней о брачном пире, который устраивает царь в своем дворце и зовет на этот пир, где брачуется его сын, пир сына, и зовет гостей. И вот эти гости, почему-то не хотят прийти.

Речь, конечно, здесь идет о народе иудейском, избранном народе Господнем, и о пророках, которые призывают брачеваться с Господом нашим Иисусом Христом, ибо иносказательно подразумевается, что пир — это Царство Небесное. Жених — это Иисус Христос, а званные, которых зовет Отец, — это Церковь Христова и каждая душа, наши души. И вот дважды призывает Бог-Отец избранных своих. И оба раза они не приходят. Первый раз — пир еще не готов, второй раз — пир уже готов, тельцы заколены. Это говорит о том, что Господь уже пришел в наш мир в это время. Его отвергают. Тогда Бог посылает своих гонцов, уже апостолов, к тем, кто находится на распутьях: заблудших, не знающих учения, не имеющих, в общем-то, избрания. Но Он их зовет и дает им шанс быть избранными, войти в этот удел, в царский удел.

Многие из нас вот таким образом и были призваны. Многие не имеют веры с самого рождения. Большинство из нас получило её гораздо позже. Какие-то события в жизни нас заставили задуматься о Боге и прийти к Нему. Но мы часто не думаем, что это и был призыв Божий.

Как часто нас зов Божий посещает, призывает нас идти и творить добро, чтобы войти в Царство Небесное, в Чертог Небесный на этот брачный пир сочетоваться со Христом Господом нашим. Как часто мы отвергаем это, не задумываемся, проходим мимо, или какое-то время, имея зов, а зов это еще и благодать Божия, которая нас окрыляет, помогает нам. И в это время мы особенно должны быть усердны в делании заповедей Господних, потому что в это время нам это делать легко. Господь помогает нам. Многие из вас, наверное, испытывали это состояние какого-то духовного перерождения, когда все становится легко — легко творить добро, легко идти за Христом. Легко читать Евангелие, легко молиться, но потом это отходит, потому что это благодать нас поддерживает в эти моменты. А Господь как бы временно оставляет, благодать-то на самом деле остается, но мы её не чувствуем. И мы должны сами трудиться в это время.

И как тяжело говорить о том рабе, который пришел в Чертог. Господь его увидел и увидел, что он не в брачной одежде. Святые отцы, в частности Феофилакт Болгарский под брачными одеждами подразумевают благость, милосердие и братолюбие. То есть вера без дел мертва, сказано в Писании. Если мы не имеем добродетелей своих, не имеем трудов, то мы служим не Богу, а вероятнее всего мамоне. Потому что невозможно служить двум господам, как вы знаете, Богу и мамоне. Об одном из них придется не радеть. И плохо, что многие из нас, думая, что мы уже избранные, на самом деле не имеют вот этих дел, ходят в храм как бы на всякий случай, чтобы оставаться вроде бы как в миру, удовлетворяя свои желания, похоти, и в то же время быть с Богом. Во это раздвоение наше оно приведет именно к тому, что мы можем быть на месте этого раба неключимого, который вошел в Царство Небесное не в брачных одеждах.

Вы помните, что Господь спрашивает у него: как ты здесь очутился? И ему нечего ответить. В это время сам этот раб осуждает себя фактически, потому что отсутствием ответа он осознает свою вину, что вот этих одежд-то нет на нем, брачных. Ведь к браку-то надо быть подготовленным. Мало быть званным. Надо быть избранным. А избрание зависит как от Господа, Который это избрание подает, так и от нас, от нашего радения, от нашего расположения, от того насколько мы внимательны вот к этому внутреннему голосу зова Божия. Он у нас у всех есть, раз мы все с вами стоим в этом храме. Значит, Господь нас уже призвал. Остается делать, остается немножко потрудиться здесь на земле, для того чтобы войти в Чертог Небесный, приложить усилие. И вот этот зов Божий каждый раз, когда он бывает, хранить его как драгоценную жемчужину. И тогда и мы войдем в царское селение, люди избранные в удел, как сказано в Апостоле, царское священство. Но его надо нам заслужить. Помоги всем вам, Господи, на этом пути.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)