Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Гос­подь иног­да по­пус­ка­ет че­ло­ве­ку быть как бы ос­тав­лен­ным, но все же хра­нит и ве­дет ду­шу ко спа­се­нию. Это по­пу­ще­ние Бо­жие мо­жет ка­сать­ся це­ло­го об­ще­ст­ва ве­ру­ю­щих. На­ше де­ло — сми­рен­но хра­нить ве­ру Хрис­то­ву. Аще ве­ра сох­ра­не­на — есть и на­деж­да спа­се­ния. Ве­ра долж­на сох­ра­нять­ся с воз­дер­жа­ни­ем от вся­ко­го гре­ха.

преп. Никон

Про­шу вас жить бла­го­чес­ти­во, что­бы соб­люс­ти ве­ру Пра­вос­лав­ную, что­бы ник­то и нич­то, ни­ка­кие обс­то­я­тель­ства, ни­ка­кие скор­би не мог­ли от­­торг­нуть вас от нее, а для это­го нуж­но неп­ре­мен­но мо­лить­ся, про­сить по­мо­щи Бо­жи­ей сох­ра­нить ве­ру свою не­по­роч­ною.

преп. Никон

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

без христа мы — мертвецы

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватых, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не мог проходить тем путем. И вот они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, видев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф., VIII, 28 — IX, 1).

…Никто не смел проходить тем путем… Потому что это было как бы маленькое царство тьмы. Два свирепых бесноватых — хозяева этого царства смерти. Гробы — их опочивальни. И украшение пейзажа — силуэты свиней, пасущихся вокруг… Крутизна берега. Наступающая темнота. Гробы. Хрюкающие свиньи. И хрюкающие бесноватые: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас!» Бесы терроризируют бесноватых. Бесноватые терроризируют всю округу, потому что «никто не мог проходить тем путем!» Никакие железные цепи, оковы, кандалы не могут удержать бесноватых, потому что они разрывают все узы. Связать их может только Господь Своей всемогущей силой, Своим всемогущим Словом…

«И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». Свт. Иоанн Златоуст говорит, что если бесы так поступили со свиньями, то что бы они сделали с ненавистным для них родом человеческим, если бы Господь попустил им!

Итак, бесноватые исцелились… Не понимая до конца, что с ними произошло, они сидели у ног Христа и смотрели на погибшее в воде стадо… А пастухи устремились в город рассказать о случившемся! И вот, «весь город вышел навстречу Иисусу; и, видев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их». Может быть, им стало жалко их свиней? Или ещё что-то их насторожило?

Евангелист Матфей не пишет, какие слова конкретно произносили жители города, но так и кажется, что они, как и одержимые, говорят с волнением и страхом: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас!» Приближение Бога невыносимо для грешника, который не хочет раскаяться… Евангелист Лука пишет, что обыватели, когда увидели, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме, — устрашились. Им страшно было видеть здравого человека! Он стал для них гораздо более страшен, чем когда испускал пену, выл на всю округу и бился головой о камни… Потому что своей здравостью, своим здравомыслием, своей исцелённостью, цельностью, целомудрием бывший страдалец обличал их!

Преп. Антоний Великий говорит, что наступят времена, когда люди настолько извратятся, настолько станут лукавы, порочны, что когда увидят человека неразвращенного, чистого, целомудренного, здравомыслящего, верующего, то будут унижать его, показывать на него пальцем и кричать: «Смотрите! Это бесноватый, потому что он отличается от нас…»

Сегодняшнее Евангельское повествование начинается со слов: «И когда Христос прибыл на другой берег…» Человеческая жизнь — как река, и у неё два берега… Есть берег любви, берег Божественной благодати, берег молитвы и веры. А есть «другой берег». Там — мир смерти. Там вся земля — сплошное кладбище. Это берег зла, равнодушия, пошлости, эгоизма. На этом «другом берегу» людям не нужен Бог… Он им мешает… Там живут, как замечает святитель Тихон Задонский «упившиеся злою похотию суетного мира сего».

Учение 12-ти Апостолов достаточно категорично говорит, что только «два есть пути. Один — путь жизни. Другой — путь смерти. И велико различие между этими двумя путями». Путь жизни — это путь Церкви. Это путь следования за Христом, Который Сам свидетельствует «Аз есмь путь, и истина и жизнь». Путь Жизни — это путь смирения, путь духовной нищеты… Это дорога неизбежных страданий, скорбей, слёз, пролития крови, непрестанных падений… Но это и путь величайшей духовной радости, величайшего утешения! Потому что, как говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Цель этого пути — чистота сердца. А конец — Царствие Небесное». А преподобный Иустин Сербский восклицает прекрасно: «Все победы наши на земле и на Небе — когда мы Христовы! Без Христа мы — мертвецы, постоянно умирающие и никак не могущие умереть».

Страшно полюбить «другой берег», пристраститься к нему, привыкнуть к его «повапленным гробам…»

Жизнь человека без Бога — это сладкая утопия, кончающаяся неизбежным адом. И если человек живёт без Бога, то он богом делает самого себя, и поклоняется самому себе, становится «самоистуканом»... Как себя будут чувствовать жители этого «другого берега», когда они прогнали Бога из своей жизни? Они, наверное, даже не почувствуют духовной катастрофы, постигшей их… забудут о чуде исцеления бесноватых… заведут новых свиней… И жизнь потечёт своим чередом. Без Бога. Без Неба. Без покаяния. Без Христа. Без Любви…

Мёртвая жизнь на другом берегу. И легион будет невидимо управлять их мыслями и чувствами…

Есть только два пути в этой жизни:

Путь Любви и путь зла. Этот и другой берег.

К которому из них пристанет наша душа?