Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Гор­дость бо­лее все­го ли­ша­ет лю­дей и доб­рых дел, и по­мо­щи Бо­жи­ей: где нет све­та, там ть­ма, а где нет сми­ре­ния, там зас­ту­па­ет мес­то гор­дость.

прп. Макарий

Кра­е­у­голь­ный ка­мень ино­чес­ко­го жи­тия есть сми­ре­ние. Сми­ре­ние и пос­лу­ша­ние по­мо­га­ют при­об­рес­ти раз­лич­ные доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но в те­лес­ном от­но­ше­нии, но ес­ли есть гор­дость — все про­па­ло. По­доб­но то­му, как по­ги­ба­ют, де­ла­ют­ся ни­чем пя­ти­сот­руб­ле­вые кре­дит­ные би­ле­ты, бро­шен­ные в огонь. По­ка они вне ог­ня, они име­ют ог­ром­ную сто­и­мость, но лишь толь­ко по­па­ли в огонь — прев­ра­ща­ют­ся в пе­пел, ни­че­го не сто­я­щий. Или еще, че­ло­век с ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, но гор­дый — по­до­бен ог­ром­но­му ко­раб­лю, наг­ру­жен­но­му вся­ки­ми дра­го­цен­нос­тя­ми, но не вхо­дя­ще­му в прис­тань, а гиб­ну­ще­му сре­ди мо­ря. Так с од­ной сто­ро­ны ве­лик и ги­бе­лен по­рок — гор­дость, а с дру­гой — так спа­си­тель­но сми­ре­ние. На ко­го воз­зрю, толь­ко на крот­ко­го и сми­рен­но­го, тре­пе­щу­ще­го сло­вес Мо­их (ср.: Ис. 66, 2), — го­во­рит Гос­подь.

прп. Варсонофий

Воз­но­ше­ние, т. е. гор­дость, так па­губ­на, что и с вы­со­ты доб­ро­де­те­лей низ­вер­га­ет в безд­ну страс­тей и по­ро­ков.

прп. Макарий

Крест Господень стоит
посреди всей Вселенной

Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух. (Ин. XVIII, 25–27)

Крест, как и тогда, 2000 лет назад, так и сегодня возвышается в центре всей Вселенной. И обойти его никому невозможно.

Душа без любви, как повисший парус Вырваться из суеты, хаоса, праздности, пустоты, смерти человеческое сердце сможет только тогда, когда оно будет предстоять у Распятия Христова. Только с высоты Голгофы можно услышать и понять величайшую Тайну Домостроительства о том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь Вечную».

Бог отдал Сына Своего единородного, а люди, которые призваны к служению Богу, всеми своими силами изощряются найти способ, чтобы убить Христа. Бог отдал Сына Своего Единородного, а ученики — свидетели стольких чудес — в страхе рассеиваются во все стороны. И сгущается такая страшная тьма, в которой можно рассмотреть только одно лицо — чёрное лицо Иуды.

И как отвратителен этот лукавый мёртвый поцелуй! Как лживы и смертельно пусты эти холодные глаза палача, заглядывающие в лицо Спасителя! И костёр, который разожгли во дворе первосвященника, не греет, потому что у него отрекается от Христа самый верный, самый горячий ученик.

Разъяренной толпе Богоубийц некогда заниматься вопросом «что есть Истина?» Вся вселенная огласилась этим страшным «Распни Его!», «Распни Его! Кровь Его на нас и на наших детях!»

«Забудьте все дни, которые были прежде, и все дни, которые были после Великой Пятницы! — говорит о. Иустин. — Не будет ли она зеницею всех зол, стержнем всех искушений, средоточием всех гадостей? Не сошла ли в человеке в этот день вся земля с ума? Человечество осудило Бога на смерть! Это величайший бунт в истории неба и земли. Даже Страшный Суд не будет страшнее! Тогда Бог будет судить человека. А ныне страшный суд для Бога! Ныне человек оценивает Бога, и оценивает Его в тридцать серебряников!!!»

Как две тысячи лет назад, так и сегодня, в наши дни, Крест Господень стоит посреди всей Вселенной.