Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Толь­ко у Гос­по­да и в Гос­по­де ты мо­жешь най­ти се­бе мир ду­шев­ный. Твоя ис­тер­зан­ная ду­ша толь­ко в Гос­по­де, в по­ка­я­нии и исп­рав­ле­нии жиз­ни мо­жет най­ти се­бе от­ра­ду. Грех ядом сво­им уби­ва­ет ду­шу че­ло­ве­ка. Воск­ре­са­ет ду­ша от жи­ви­тель­но­го действия по­ка­я­ния.

преп. Никон

Всеб­ла­гий Гос­подь ни­че­го от нас не тре­бу­ет, как толь­ко од­но­го иск­рен­не­го по­ка­я­ния, и чрез оное вво­дит по­ка­яв­ших­ся в Царствие Свое Не­бес­ное и веч­ное, по ска­зан­но­му в Еван­ге­лии: по­кай­те­ся, приб­ли­жи­бо­ся Царствие Не­бес­ное (Мф. 3, 2).

преп. Амвросий

Ус­пех и ра­дость ино­ка в соз­на­нии сво­ей гре­хов­нос­ти, в ви­де­нии гре­хов сво­их. Нуж­но не толь­ко ви­деть свою гре­хов­ность, нуж­но и все пос­туп­ки свои, всю жизнь и де­я­тель­ность пост­ро­ить в пол­ном сог­ла­сии с соз­на­ни­ем и ви­де­ни­ем сво­ей гре­хов­нос­ти. Зре­ние гре­хов есть дар Бо­жий. Его на­до про­сить се­бе у Бо­га.

преп. Никон

Когда мы прикасаемся душой к Евангельским страницам

Когда мы прикасаемся душой к Евангельским страницам, то после повествования о крестных страданиях Спасителя, события, развернувшиеся на пиру Ирода, являются самыми трагическими, самыми страшными!

Мир всегда радуется смерти праведника!

Потому что праведник, его жизнь, его добрые мысли это бесконечное обличение безбожного мира!

А жизнь Пророка, его огненные, горячие слова, его решительные поступки, его неотступное напоминание о грядущем воздаянии — это страшная заноза для мира. Обличающая, не дающая покоя, зудящая открытая рана. Это та правда, та звенящая реальность, с которой мир просто не может жить вместе!

Кажется, вся вселенная услышала гулкие шаги палача, спускающегося в темницу Предтечи.

Для мира, утопающего в пороке, лучший пророк — это мертвый пророк!

И его окровавленная глава на блюде — самое вожделенное украшение для сатанинского пира!

Что там полцарства? Месть гораздо слаще, и злорадство приятнее всего на свете!

Кто обличит теперь мерзкие нравы кровосмесителей?

Кто напомнит о секире Божественного возмездия, лежащей у корня скоротечной жизни?

Кто с таким дерзновением призовет к покаянию?

И еще громче пьяный животный хохот. И похотливый танец еще бесстыдней! Дорогие вина, лакомые куски, льстивые речи и прелюбодейные глаза!

Всей своей недолгой земной жизнью Предтеча шел к своему мученическому венцу.

Знала ли престарелая Елисавета, «претерпевшая поношения безчадства», когда родила младенца Иоанна, выстраданного, вымоленного, выплаканного, что лежит перед ней в маленькой детской люльке «величайший из рожденных женами»?

Знал ли праведный Захария, что десница его сына когда-то смиренно ляжет на главу Воплощенного Бога в Иорданских водах?

Знал ли сам Предтеча, что ему предстоит когда-то «пострадать радуяся», и что его отсеченная, окровавленная глава будет безмолвным обличением миру, отступившему от Бога и погрязшему в пучине порока?

Он еще будучи во чреве своей матери «взыгрался радощами» при ее встрече с Пресвятой Девой Марией. И уже будучи младенцем, испытал гонения и скрывался в объятиях сокровенной пустыни.

Одиночество, зной, боль, молитва, акриды, одежда из верблюжьего волоса, жажда и раскаленные камни безмолвия! Пустыня духовно воспитала его, напитала благодатию! Пустыня дала ему право на проповедь покаяния!

Он очень скромно называл себя «другом жениха», и его святая чистая добрая душа была целиком устремлена к главному — навстречу «Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира».

И сегодня каждому из нас, всему человечеству, всей Вселенной, живущей во аде своих похотений, Святой Пророк благовествует «Бога, явльшегося плотию»! И его огненное «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» должно стать самым актуальным наполнением нашего сердца. Ведь мир в целом так и живет беспокаянно. Мир и сейчас жаждет крови Пророка и кружится в безумном танце Соломии.  Дорогие вина, лакомые куски, льстивые речи и прелюбодейные глаза… «Миру, — как говорил один старец, — не хватило даже двух тысяч лет, чтобы вместить в себя и понять Евангельское благовестие…»

А Предтеча смиренно призывает к вдохновенной весне покаяния:

«У кого две одежды, — говорит он, — тот отдай неимущему!
И у кого есть пища — делай то же.
Никого не обижайте,

Не клевещите,
Довольствуйтесь своим жалованием

Как же нам трудно исполнить даже эти простые заповеди! Как трудно обрести настоящее глубокое искреннее покаяние! Мы ведь тоже любим эти «мягкие одежды» расслабленной жизни. И у верующих людей есть искушение поудобнее, потеплее, помягче (как говорит свт. Феофан) устроиться в этой жизни!

В жизнеописании московского старца Василия Серебренникова есть такой эпизод. Одну женщину, свое духовное чадо, он смирял: «Говори на весь храм, где твое сердце?!» —  и женщина отвечала громко: «Мое сердце — в магазине!» Так и наше сердце часто очень далеко от Бога. Оно часто находится в поисках славы, удовольствий, власти и всякой суеты.

Но мы должны вернуть его Богу!

Святитель Григорий Нисский говорит, что «каждый должен стать каменотесом своего собственного сердца, чтобы запечатлеть на нем Божественные Слова». А какие это слова? Это евангельские слова о покаянии, милосердии, смирении, кротости, вере. И самые главные слова:

«Бог есть Любовь, и прибывающий в Любви прибывает в Боге и Бог в нем».

Верующий человек призван любовию исправлять этот мир!

Каждый из нас по себе знает — как расцветает душа, когда мы пытаемся смиряться, стараемся творить добро, стараемся учиться любви! Немецкий философ Вальтер Шубарт говорит, что «русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности».

Преп. Силуан Афонский, великий молитвенник за весь мир, говорит: «Когда душа полна любви Божией, то от безмерной радости она скорбит и слезно молится за весь мир!» Это как раз пересекается с самой сердцевиной проповеди Иоанна Предтечи современному миру:

Покайтесь — это значит изменитесь!
Покайтесь — это значит перестаньте жить только землей!
Перестаньте осуждать, ненавидеть, злословить!
Перестаньте блудить!
Перестаньте думать о других плохо!
Перестаньте жить только для самих себя!

Сам Господь наш очень ярко свидетельствовал об Иоанне Крестителе: «Он был светильник горящий и светящий, а Вы хотели малое время порадоваться при свете его».

Пусть сегодня и наши суетливые потухшие сердца зажгутся от этого горящего светильника и сами станут хотя бы маленькими огоньками добра, милости, смирения и любви!