Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ме­ра во всем хо­ро­ша. Есть воз­раст ду­хов­ный, как и на­руж­ный воз­раст. Как де­вя­ти­лет­ние не мо­гут брать­ся за то, что впо­ру двад­ца­ти­лет­ним, так бы­ва­ет и в ду­хов­ной жиз­ни: не­по­силь­ным и не­ра­зум­ным рве­ни­ем мож­но се­бе ду­хов­но жи­вот на­дор­вать. А ес­ли Гос­подь ко­го и сох­ра­нит от се­го, то, по край­ней ме­ре, всуе при­имет труд и скорбь. Ти­ше едешь – даль­ше бу­дешь, ска­за­но опыт­ны­ми. Вред­но не ра­деть о долж­ном, но не­бе­зо­пас­но ре­тить­ся вы­ше сво­ей ме­ры. Трех бо­лее все­го дер­жись: стра­ха Бо­жия, сми­ре­ния и всег­даш­не­го по­ка­я­ния.

прп. Амвросий

За­бо­тить­ся о доб­ром вос­пи­та­нии де­тей и о приз­ре­нии ста­рых и не­мощ­ных – все это де­ло ми­лос­ти, за­по­ве­дан­ной нам, хрис­ти­а­нам, Гос­по­дом,– за что Он и наг­ра­ду обе­ща­ет ис­пол­нив­шим Его за­по­ве­ди, го­во­ря: Бла­же­ни ми­лос­ти­вии: яко тии по­ми­ло­ва­ни бу­дут (Мф. 5, 7). По­то­му же­лаю вам не ску­чать си­ми де­ла­ми ми­лос­ти, а мо­лить Гос­по­да о вра­зум­ле­нии, где, как и что ска­зать или как пос­ту­пить, и о по­мо­щи при­вес­ти в ис­пол­не­ние доб­рое де­ло, и за­тем по си­ле и воз­мож­нос­ти действо­вать.

прп. Иосиф

Тог­да хо­ро­шо пок­ры­вать не­дос­тат­ки ближ­них, ког­да мож­но это де­лать и ког­да это не при­чи­ня­ет вре­да, а ес­ли уже не­дос­тат­ки эти са­ми со­бою нач­нут об­на­ру­жи­вать­ся, тог­да луч­ше дер­жать­ся прав­ды, по­ла­га­ясь на во­лю Бо­жию.

прп. Иосиф

жить в пространстве
ежедневного благодарения Небу

«По тропе заснеженной, что ведет к Скиту,
Я с душою грешною на ночлег иду...
Ветерок пронзительный н
адо мной кружит,
Огонек спасительный в
далеке дрожит.
Наложу знамение и
 утихнет боль.
В Оптину вернулся — к
ак к себе домой!»

 (Стихотворение одного из паломников).

У замечательного подвижника нашего времени греческого старца Паисия (+1994) есть удивительное выражение, что настоящий христианин  «должен действовать в пространстве благодарения».

Действительно, как не хватает нам в нашем холодном, суровом, мрачном мире теплоты благодарения и молчаливого радостного согласия с благой волей Творца!

Благодарность — это характерная черта верующего сердца!

За что же нам благодарить Бога, если в нашей жизни столько неустроенности, столько скорбей, столько трудностей и искушений?

463467556 Но, во-первых, скорби наши — это великие путеводители к Небесной радости,  а во-вторых,  вокруг нас, в нашей жизни, рассыпано такое великолепное ожерелье случаев, за которые мы со слезами умиления должны благодарить Христа, что только невнимательная и рассеянная душа останется немой и безучастной к этому загадочному пиру веры и благодарения!

Если человек все-таки ищет (пусть с ошибками и падениями) высший смысл в этой жизни, то его не удовлетворит мерцание земных огоньков, и не будут радовать плоские унылые картинки сиюминутных переживаний и восторгов…

Он обязательно почувствует, что душа должна стремиться к другому, большему и глубокому, пускай еще не понятному и неясному, но уже начинающему приоткрываться.

«Божия благодать всех делает Его детьми», — говорит блаженный Августин. Обязательно мы должны стать детьми Божиими, открытыми для Небесного Дождя, напояющего изголодавшуюся душу   благодатной влагой.

И именно гордыня заставляет нас не быть Божиими чадами, а заливать свою душу  в лукавую оловянную форму привычных схем, скучных несвежих идей, унылых фантазий…

А христианин — всегда немного ребенок, он всегда не «застегнут на все пуговочки» требований современной цивилизации, потому что его цели — не земные, его переживания — Небесные, не поддающиеся измерениям атеистических приборов, его радости — непонятные для заземленного сердца…

Отец Павел Флоренский как-то заметил, что «проявления жизни нельзя уложить в узкий гроб логики».

Живя духовно, находя поддержку в благоухающем и животворящем Церковном русле, мы неустанно видим эти удивительные Божественные проявления в нашей жизни…

Самое главное — чтобы сердце было готово  вместить Божественную благодать, чтобы душа искала Вечность, а вся жизнь наша была бы попыткой прорваться к Небу!

Поэтому то и становится человек живым мертвецом, что отвергает любовь Небесного Отца, поэтому то и мыкается в отравленной атмосфере скотских желаний, что устремил свои очи к земному болотцу…

Поэтому так и страждет Россия, что увлеклась погоней за не своим…

Разве разврат и пошлость, которые царят сейчас в нашем Отечестве — это Россия?

Разбой, бандитизм, наркотики — это Россия?

А миллионы абортов — это Россия?

Нет, это не Россия.

Это болезнь, грех, порок, которые цепляются за ее живое тело.

Россия — это миллионы человеческих сердец, жаждущих и ищущих Небесной Правды!

Россия — это покаянные слезы людей, желающих открыть свои духовные очи для Бога и веры!

Россия — это щемящая тоска по Небу, это Церковь, это распятый Христос, это полная невозможность жить без живаго Бога!

И мы, русские люди, просто не имеем права прожить эту удивительную жизнь “вхолостую”, оплевывая свою культуру, свои корни, свои святыни…

«Православие, — как говорит преп. Иустин /Попович/, — это непрестанное служение Христу Богу, непристанное Богослужение».

Вот это хождение пред Богом и наполняет нашу жизнь радостью, теплотой и смыслом!

А бдительность над своей душой должна быть у нас постоянной и неослабеваемой, потому что едва только неопытный водитель на мгновение отпускает руль и тут же оказывается в кювете…

Мы ни на секунду не должны отпускать духовный руль!

Каждый день, казалось бы самый простой и серый, для верующего человека — это экзамен.

Каждая встреча — это проверка нашей любви!

Каждое прожитое мгновение — это драгоценная крупица на весах вечности!

Как важно для нас бережно, радостно и неустанно, жить в пространстве ежедневного благодарения Небу!