Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

Не за­бы­вай мо­лит­вы – она жизнь ду­ши.

преп. Никон

Не­об­хо­ди­мо хра­нить плод мо­лит­вы. Он по­губ­ля­ет­ся, те­ря­ет­ся очень час­то от празд­нос­ло­вия сра­зу пос­ле мо­лит­вы и от меч­та­ния, ко­то­рое есть то же празд­нос­ло­вие, но лишь с са­мим со­бой. Мол­ча­ние пос­ле мо­лит­вы весь­ма по­лез­но: оно удер­жи­ва­ет мо­лит­ву в уме, серд­це и да­же на ус­тах вслух се­бе.

преп. Никон

Только святость нормальна для человека

Пост — это время великого молчания пред Богом. Настолько наша жизнь преисполнена суеты, беспечности, празднословия, несерьезности, хаоса, пустоты, смехотворства, настолько человек забывает о цели и смысле своего пребывания на земле, настолько он обрастает коростой безразличия, гордыни, надменности, эгоизма, бесчувствия к духовному, что душа просто остро нуждается в экстренном лечении.

Пост — это время великого стояния перед Богом.

Человек устроен так, что он, чаще всего, боится встречи с собой. Действительно, страшно увидеть себя настоящего, без грима, без пудры, без многочисленных масок. Но если мы не пойдём на эту таинственную встречу с собой, значит, мы не встретимся и с Богом.

Только святость нормальна для человека Путь один, и закон один: от видения глубины своего падения, от смиренного взгляда на истрёпанную страстями свою душу, от осознания своей страшной греховности, человек восходит на высоту встречи со Христом. И тогда освящается жизнь, обретается великий смысл бытия, и становится человеку понятным: кто он и куда ему надо идти. Пост и должен помочь нам ещё и ещё раз шагнуть в глубину своего сердца, искренне попытаться изменить себя, своего внутреннего человека.

Старец Паисий говорит, что «тот, кто хочет по-настоящему быть искренним, пусть начнёт с того, чтобы быть искренним прежде всего с самим собой, потому что духовная искренность начинается с этого».

Искренность по отношению к самим себе это когда мы видим, как говорит преподобный Макарий Великий, «что даже краями губ не прикоснулись ещё к настоящей христианской жизни». Это понимание того, что хотя, может быть, внешне мы отказались от многих каких-то греховных дел и поступков, но внутренне, в сердце, в помыслах живут греховные проекции этих недостойных и страшных злодеяний.

«Лукавая тирания сатаны, — говорит св. Василий Великий, — до гроба не оставляет человеческую душу».

Мир сейчас настолько многосложен, настолько лукав, что каждую человеческую душу он хочет сделать своей добычей. «Под шкурой ягнёнка скрывается зверь», или как блаженная Синклитикия говорит: «У диавола имеется множество жал…» И если человек доверится не Богу, а миру, то тот обязательно обманет его, оглоушит, покажет страшные свои зубы, изжалит его до полусмерти. С диаволом нельзя заигрывать, кокетничать — это всегда оканчивается трагедией, катастрофой, надломом, душевным кризисом… наконец, смертью.

И это касается не только людей, далёких от Церкви и от Бога. Мы, христиане, тоже «биты, — как говорит преп. Иустин Сербский, — кнутом жизненных ужасов». Мы тоже унылы, надломлены грехом, невдохновенны, прибиты к земле. Тоже копошимся увлечённо в плотском, временном, увязаем в мелочах, в бытовых деталях, а «Бога, — как старец Паисий говорит, — оставляем на потом».

Церковь поэтому и направила нас в благодатное русло Поста, чтобы душа наша стряхнула с себя эту скучную дремоту, очнулась от «гипноза» земных дел. Чтобы она обрела духовные крылья, чтобы научилась получать радость не от покупок, не от увеселений, не от казино или Интернета, а от благодати молитвы, от благодати покаяния.

Как один человек спросил священника: «Батюшка! А зачем вы во время Поста облачаетесь в чёрные ризы?» И тот ответил: «Чтобы душа облачилась в светлые». Вот эти светлые, сияющие, брачные одежды должна взыскать наша душа, и Пост помогает ей в этом. 

Святейший Патриарх сказал как-то прекрасно: «Россия впитала от Православия убеждённость: только святость нормальна для человека».

Грех страшно калечит человеческую душу, делает её звероподобной, мрачной подавленной, а стремление жить по заповедям Евангельским делает душу невестой Христовой. И неправильно было бы думать, что Пост загоняет человека в какие-то узкие рамки.

Пост — это не рабская система запретов, а широта свободы и любви.

В иконописи существует канон, в котором должен творить иконописец. Но наличие этого определённого канона, традиции, каких-то устоявшихся приёмов не ущемляет свободы иконописца, его творческого вдохновения. Так и Великий Пост, он имеет свой канон, свои традиции, свою канву, но внутри этой прекрасной, сложившейся веками великопостной оправы, каждый верующий человек имеет необыкновенную духовную свободу, которую ему даёт Бог. И как реставратор сначала расчищает потемневший от времени образ, а только затем накладывает новые краски, так и мы во время Поста должны покаянием «расчистить» в себе потускневший от грехов образ Божий, снять с сердца накипь страстей, а потом накладывать новые сияющие краски добродетелей.

Все мы — очень и очень разные. Отличаемся довольно сильно друг от друга — ростом, весом, цветом глаз, количеством волос на голове. И ещё сильнее разнимся мы характером наших душ. Душа каждого человека имеет свой тонкий оттенок, свой совершенно неповторимый рисунок, свои полутона, свой аромат. И, безусловно, у каждого — свои страсти, пороки, привычки, свой «запинающий грех», свой «театр военных действий». Но все мы составляем одно целое — Церковь, Тело Христово. И каждый член этого тела — единственный и незаменимый. «Болит, страждет ли один член, — говорит Апостол Павел, — с ним страждут все остальные члены».

Церковь — это преодоление одиночества. Верующий человек никогда не бывает одиноким. Он — вместе со всеми людьми. Вместе с Ангелами и святыми. Он — вместе с Самим Христом. Господь и пытается нас научить самому главному — ношению немощей друг друга, болезней, странностей, чудачеств, несовершенств.

Старица Гавриилия говорит прекрасно: «Только живя с людьми мы можем понять, являемся ли мы сами людьми, или нет… Когда нас оставляет любовь — тогда мы становимся трупами!» А Господь хочет согреть наши сердца, оживить их, сделать их способными видеть чужое горе, чужую боль, и научиться делать их своими. И только через покаяние можно научиться любви.

Покаяние — это тот удивительный камертон души, который помогает ей настроиться на настоящую духовную жизнь.

В житии преп. Серафима Саровского повествуется о том, как ко святому пришёл некий генерал: надменный, гордый, самовлюблённый, обвешанный орденами и медалями. После исповеди у преподобного Серафима он вышел от него в слезах. Глубокое покаяние коснулось его души, и он поснимал со своего мундира все награды. Это и есть то, что святые Отцы называют «метаноя» — изменение ума. Так и в наших сердцах должно произойти это благодатное изменение и мы должны поснимать и выбросить со своей души все те мнимые награды, которые мы повесили сами себе. Должны увидеть себя — настоящего. Без грима, без пудры, без многочисленных масок. Искренне почувствовать, что мы «даже краями губ ещё не прикоснулись к настоящей христианской жизни».

Душа наша очень остро нуждается в экстренном лечении!

Для этого нам и нужен Великий Пост!