Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­язнь смер­ти – от бе­сов. Это они все­ля­ют в ду­шу та­кой страх, что­бы ли­шить на­деж­ды на ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Никон

Гос­подь дол­го­тер­пит. Он тог­да толь­ко прек­ра­ща­ет жизнь че­ло­ве­ка, ког­да ви­дит его го­то­вым к пе­ре­хо­ду в веч­ность или же ког­да не ви­дит ни­ка­кой на­деж­ды на его исп­рав­ле­ние.

преп. Амвросий

Дерз­ка и сме­ла от сме­ха,– стра­ха Божь­е­го, ста­ло быть, нет.

преп. Амвросий

Суббота 4-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

На сегодняшней Литургии, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами слышали отрывок из Евангелия о призвании апостола евангелиста Матфея. Это повествование крайне скупо с одной стороны. Господь, проходя мимо, увидел человека сидящего на мытнице, то есть собирающего подати, налоги, Матфея «и глагола ему: по Мне гряди. И восстав по Нем иде» (Мф. 9, 9). Но сколько нравственной силы у этого человека, и насколько велика божественная сила Учителя, Который этими двумя словами: «по Мне гряди» призывает этого закоренелого грешника, того, кто почитался ниже всех в нравственной лестнице еврейского народа, тех, кто собирал подати для оккупантов, оккупировавших Иудею римских легионеров, в пользу Рима. И вот Матфей совершает переворот. Его слова, его сердце слышат слова Христа Спасителя. И они касаются глубин его души. Он, услышав это слово «по Мне гряди», осознает, что это не случайный человек, это не случайные слова. И они проникают настолько глубоко, что совершают переворот в его душе, изменение всей его жизни.

Но это не бывает случайно, потому что этот человек был приуготовлен к этому. Очевидно, в нем была некая сокрытая глубина, какое-то чувство неудовлетворенности своим положением, какое-то внутреннее несогласие с тем, как он живет. И вот эта готовность все-таки измениться при свете божественном, эта способность отозваться, она и послужила тем основанием, на котором вырос такой прекрасный церковный плод. Этот человек не просто пошел за Христом, но он стал одним из Его ближайших учеников и даже оставил первое из известных нам Евангелий на еврейском языке, впоследствии переведенным уже на греческий и, к сожалению, в его еврейским подлиннике не сохранившимся. Но далее, как сказано, Господь возлежал со многими мытарями и грешниками в некоем дому. И здесь как раз встает этот удивительный вопрос «праведников» и грешников, потому что перед Богом все нечисты, все грешны. И не случайно Блаженный Августин говорил: напрасно мы думаем, что Церковь это собрание святых. Это толпа кающихся грешников. И не важно, какое иерархическое положение тот или иной человек в Церкви занимает, сколько лет он провел в Церкви. Безусловно, покаяние всегда необходимо каждому из нас в любом нашем положении. Потому что все мы, сколько бы ни приближались к Богу, сколько бы ни усовершенствовались, всегда будем осознавать наше несовершенство перед совершенством Творца, свое недостоинство перед Его всемогуществом и Его всесвятостью.

И вот Господь не гнушается этими грешниками. И далее мы видим почему. Он не случайно отвечает роптавшим не Него фарисеям, которые говорили ученикам: «почто с мытарями и грешниками Учитель ваш есть и пиет?» (Мф. 9, 11) Он говорит: «не требуют здравии врача, но болящие. Шедше же научитесь, что есть милости хощу, а не жертвы» (ст. 12-13). И вот этой милости Господь взыскивает им, находит среди этих мытарей и грешников, которые не были довольны собой, которые не мнили о себе как о праведниках. Не случайно это слово о милости, потому что многие из этих фарисеев, мнивших себя праведниками, на самом деле приносили Богу не милость, а жертву лишь необходимую, не от сердца, не от своей души, но по долгу, мня себя достойными Бога, словно бы уже в каких-то заключенных отношениях с Ним совершенно утвердившихся. Но тот, кто не имея смирения, приступает к Богу, никогда Бога обрести не сможет. И когда-то как Каин, принося жертву вместе со своим братом Авелем, он также приносил именно жертвы. Ему не нужен был Сам Бог. Именно поэтому дым его жертвы стелился по земле, а не восходил на небо. А Авелю был нужен Творец. Его сердце было открыто к своему Творцу и Создателю, как к Отцу. И именно с открытым лицом он приносил свои жертвы, потому что в них он умилостивлял Того, к Кому было это сердце его обращено. А Каин лишь приносил как долг, как необходимость, чтобы этой жертвой отделаться от Бога, не желая в себе ничего менять.

И вот именно об этом нам сегодня Господь говорит, чтобы и мы свои молитвы приносили не как какую-то лишь обязанность, но чтобы наша молитва совершалась с открытым лицом, чтобы мы обращались всем своим существом человеческим к нашему Творцу и Создателю Богу. И только тогда наша молитва может быть услышана. И те грешники, толпившиеся вокруг Христа, они скорее были способны принести эту именно милость Творцу, открыться своим сердцем, своим неуверенным сердцем в этой толще греха, в осознания неправды своей жизни. Они готовы были порой скорее отозваться на этот божественный призыв, и умилиться, и измениться, переродиться, восстав из грешников, обратившись в праведность, чем те мнимые праведники, которые лишь назирали за другими, осуждая и презирая их, и высоко возносясь в своем сердце и перед ближними и перед Богом, но на самом деле принося Ему эти жертвы мертвые, жертвы, не желающие взыскать и обрести Творца.

И вот к нам это слово тоже обращено: как молимся мы, с каким сердцем приступаем мы к Богу, способны ли мы по-настоящему взыскать Творца или нам нужно лишь исполнение какого-то религиозного обряда, каких-то внешних условностей, чтобы с чувством выполненного долга уйти домой, так и не пожелав сделать что-то по-настоящему для Бога, по настоящему Бога в своей жизни обрести, сделать что-то так, как заповедал Христос, не формально, не поверхностно, но глубоко и искренне. Именно такого отношения к Себе ищет Творец, в чем да поможет нам измениться и приносить Ему жертвы милости, а не жертвы лишь внешнеих каких-то обрядов и постановлений, но не имеющих духа жизни.

Аминь.
Спаси вас Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)