Введенский собор Страницы истории
Один из самых древних храмов Оптиной Пустыни – Введенский собор – в XIX веке был значительно перестроен и благоукрашен.
В 1837 году к основному четверику собора были пристроили два придела, трапезная и западное крыльцо. С южной стороны был освящен новый придел в честь святителя Николая Чудотворца, в новый северный придел был перенесен придел в честь преподобного Пафнутия Боровского.
В 1870 году Введенский собор был расписан. В связи с этим, главный и боковые приделы были вновь освящены правящим архиереем архиепископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) в сентябре 1870 года. Проповедь Владыки, сказанная им 7 сентября 1870 года, была опубликована в «Калужских епархиальных ведомостях» 30 ноября 1870 года.
Спустя практически полтора столетия мы вновь можем стать сопричастниками этого торжества, прочитав проповедь в старых газетных подшивках.
СЛОВО
при освящении вновь расписанного храма в Оптиной пустыни
В храме стояще славы Божия, на небеси стояти мним.
Так внушает св. Церковь. Ежели ко всякому храму Божию прилагаются слова сии, то тем паче следует приложить их к сему храму, так благолепно украшенному и повсюду покрытому ликами святых небожителей и самого Царя Небесного, которые делают его именно небеси подобным селением славы Божия. Радуюсь, душевно радуюсь, видя такое пресветлое благолепие храма сего, и утешаюсь милостию Божиею, явленною обители вашей в сем новом великолепном украшении оной.
А при сем почитаю приличным обратить ваше внимание, братия, на те обязанности, какие налагает на вас празднуемое вами ныне торжественное обновление храма сего.
Приходя сюда для совершения обычных, ежедневных служений в Троице славимому Богу, вы должны, братия, во-первых, благоговейно возносить умы и сердца ваши к подателю всех благ Господу и благодарить Его за великое к вам благоволение, которое обрело и послало обители вашей таких усердных доброхотных дателей, которые доставили вам средства на совершение такого светлого и многоценного украшения. Ибо кто, как не Господь Всеблагий, мог устроить сие? Пойте же, хвалите, славьте и превозносите Его непрестанно и неленостно с полным усердием, да прославит Он и еще милость Свою к Обители вашей, совершайте служение ваше так, чтоб оно было жертвою святою и благоугодною Богови (Рим. 12, 1).
Во-вторых, созерцая светлость и красоту храма сего, вы должны, братия, воспоминать виновников сего, тех благотворителей, которые усердными своими жертвами дали возможность привести храм сей в такой великолепный и прекрасный вид. Приняв усердные приношения, вы приняли на себя непременный долг возносить усердные и прилежные молитвы ко Господу о благополучии и спасении благотворителей; приняли долг молиться не устами только, но и сердцем, да приимет Господь приношения их в воню благоухания, в жертву приятну, благоугодну Ему (Фил. 4, 18), да благословит Он все благие предприятия их, и пошлет им желаемый успех в всех делах их, да простит им все согрешения их, и да освятит их своею благодатию, а наконец, да вселит их в небесные блаженные обители Свои и там воспрославит их Своею божественною силою. Будьте же верны и рачительны в исполнении сего долга, да не падет на вас укоризна в неблагодарности.
В-третьих, предстоя в храме сем, небеси подобном, помышляйте братия, что вы стоите не на земле, а на небе, что вы находитесь в сонме тех святых небожителей, коих благолепные лики видите на стенах храма сего. Лики сии представляйте себе не как простые украшения храма, а как видимые покровы угодников Божиих, невидимо присущих здесь с вами и вещающих вам словами ап. Павла: Подобна нам бывайте, братие, и смотряйте тако ходящия, якоже имате образ нас. (Фил. 3, 17). Ходите достойно звания вашего христианского и монашеского, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4, 1-3). Братолюбием друг ко другу любезни, честию друг друга больше творяще, тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе, упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12, 10-12). Это значит, что вы должны, братия, уподобляться святым не столько по внешней их жизни, или по виду их благочестия, сколько по духу их святости: должны подражать их великой вере, которая очищала сердца их от всякой греховной скверны (Деян. 15, 9) и вселяла в них Христа Иисуса (Еф. 3, 17), должны подражать их совершенному самоотвержению, простиравшемуся до распятия плоти со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), должны подражать глубочайшей преданности их Христу, по силе которой каждый из них мог сказать о себе, подобно ап. Павлу: Христовы сораспяхся, живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
А для сего слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, и друг друга, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. И все, еже аще творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца Тем (Кол. 3, 16-17). Паче же не высокомудрствуйте, по смиренными ведущееся, не бывайте мудри о себе (Рим. 12, 16). Читайте как можно чаще, и со вниманием жития и наставления угодников Божиих, и всемерно старайтесь соображать с оными всю вашу жизнь и внутреннюю, и наружную, прося притом благодатной помощи у Господа.
Да не смущает вас, братия, высокость образцов, представленных угодниками Божиими. Все они, когда жили на земле, были такие же люди, как и мы, подобострастны нам, и достигали совершенства постепенно; но захотели спастись, и приложили попечение о сем чрез богоугодные подвиги благочестия, чрез посильное делание заповедей Божиих, чрез приращение данных им талантов (Мф. 25, 15), и Господь помог им достигнуть желаемого. Поможет он и вам, братия, достигнуть того же, достигнуть вечного блаженства в вечном Царстве Его, по мере веры вашей и усердия вашего, Ибо Он, Всеблагий Господь хощет всем человекам спастися (1Тим. 2, 4), и воцариться с Ним (Мф. 25, 34) на веки веков.
Аминь.