Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы че­ло­ве­ку исп­ра­вить се­бя, не на­до вдруг на­ле­гать, а как тя­нуть бар­ку: тя­ни-тя­ни-тя­ни, от­дай-от­дай! – Не все вдруг, а по­нем­но­гу.– Зна­ешь ро­жон на ко­раб­ле? Это та­кой шест, к ко­то­ро­му при­вя­за­ны все ве­рев­ки ко­раб­ля, и ес­ли тя­нут за не­го, то по­ти­хонь­ку и все тя­нет­ся, а ес­ли взять сра­зу, то все ис­пор­тишь от пот­ря­се­ния.

преп. Амвросий

Ка­кие бы ни бы­ли огор­че­ния, они по­доб­ны ма­лей­шей иск­ре, т.е. ес­ли плю­нешь – по­ту­шишь. Ес­ли же эту ма­лей­шую иск­ру бу­дешь раз­ду­вать, то про­и­зой­дет пла­мень и все доб­рое уст­ро­е­ние в че­ло­ве­ке ист­ре­бит, а раз­ду­ванье это сос­тав­ля­ет­ся от мно­го­мыс­лия, нап­ри­мер: „Серд­це мое под тя­же­лым крес­том; ис­тин­но горь­кая жизнь мо­на­шес­кая: все серд­це изор­ва­лось".

преп. Антоний

По­го­да су­ро­вая, дождь, ве­тер и хо­лод, так что и к шу­бе, и к топ­ли­ву на­до при­бег­нуть. Но ведь не всег­да бла­гот­вор­ность воз­ду­ха и яс­ная по­го­да по­лез­ны, за­во­дят­ся в рас­те­ни­ях чер­ви и дру­гие на­се­ко­мые, вре­дя­щие бла­гим пло­дам. Так бы­ва­ет и в на­шем ду­хов­ном уст­ро­е­нии: по­се­ще­ние бла­го­да­ти, мир, ти­ши­на и спо­кой­ствие от сту­же­ния страс­тей ес­ли про­дол­жи­тель­но и пос­то­ян­но с на­ми пре­бы­ва­ют,– то опас­но, что мо­жем прий­ти в вы­со­ко­у­мие и ли­шить­ся зас­туп­ле­ния, и не бу­дем ис­кус­ны в бо­ре­нии страс­тей, и уда­лим­ся от скорб­но­го пу­ти. А по­то­му Бог ис­ку­ша­ет нас про­тив­ны­ми, к поз­на­нию на­шей не­мо­щи, к тер­пе­нию и сми­ре­нию.

преп. Макарий

Письма к Е. Д.

274. Дарования даются не трудам, а смирению

21 Декабря 1878 г.

Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. Кто в разуме проводить сей великий праздник, тот находит великое утешение.

Таинство странное вижу и преславное: небо–вертеп; престол Херувимский–Деву. И все девы, которыя терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Гос­поду Иисусу Христу престолом. От того-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить. А мы, если и окунемся в скверные помыслы,–не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения–и Господь Милосердый простит. Не унывай. Хоть ты и борима от страстей–несмотря, как пишешь, на свои преклонныя лета, так как тебе уже более 20 лет,–но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет. Чистота и безстрастие даются не по летам (седина есть мудрость человекам), а по смирению. Св. Иоанн Лествичник учит: дарования (значит и чистота) даются не трудам (тем больше не годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога,–хоть лоб об пол поклонами разбей,–страсти не умалятся.

К содержанию

275. Без помыслов не проживешь

2 Февраля 1889 г.

Письмо твое получил. Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навозу хлебушка не выростишь. Пре­мудрому они венец сплетают. Дай премудрому вину и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, востает и спасается.

Монашеская жизнь не мучительная, а светлая, святая и спасительная...

К содержанию

276. Страсти смиряют

Мир тебе и благословение Господне! Из письма твоего вижу жалобу–по-прежнему, то есть, что ты стареешь, а страсти не отходят, даже не смотря на твои почтенные 25 лет. Очень жаль, что ты столько лет прожила на свете и не истребила страстей! Впрочем, и то сказать: что ж бы ты те­перь стала делать в свои почтенные 25 лет. Чем бы тебя можно было смирить? А то вот теперь, копаясь в этой во­нючей навозной куче страстей, не поднимешь высоко бровей. И уж особенно нужно умудриться, чтоб погордиться.

Будь же хоть и грешна, но смиренна. И будешь мирна. А на смиренныя-то Господь и призирает.

К содержанию

277. Бог лучше тебя знает, как спасти твою мать

Сестрицы NN пристали, пиши да пиши Е.. она, говорят, очень скорбит. Да я же тебе недавно писал. А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехо­рошо: «аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Она, говоришь, бедна: ну, а если этим-то именно–бедностью, а не довольством и спокойствием Гос­подь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство?

А если Бог сделает по твоему, и даст ей иной путь, желаемый тобою: и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он святый умер за нас грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают... Учись, сестра, монашеству. Время еще в твоих руках. А если что смущает тебя, пиши мне или батюшке.

Спасайся!

К содержанию

 

Письма к Е. К.

278. Отчаяние– ужасное дело

2 Октября 1883 г.

Мир тебе! Желаешь получить от меня письмо– похваляю твое желание. Но только надобно исполнять заповедуемое, хоть бы то и не нравилось тебе. Необходимо также и откро­венность искренняя детская. Тогда мы поймем друг друга. Ты сознаешь себя виновной в том, что роптала и доходила до намерения лишить себя жизни – это дело нехристианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошнее ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения. Итак, живи как живется. Мы тебя с батюшкой не оставим. Письма будем писать по возможности. А ты пиши сколько душеньке угодно.

Спасайся! Многогр. И. Анатолий

К содержанию

279. Как спасительно откровение помыслов

31 Августа 1881 г.

Письмо твое получил. С удовольствием прочел твои помыслы нехорошие, не потому, чтобы они мне нравились, а что ты, хоть и с понуждением ради ложной стыдливости, открываешь их,–но все же открываешь. А «все являемое, по слову Божию, свет есть». И что дьявол, как осиновый лист на ветре, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы. Пишешь: «сию мысль я долго в себе скры­вала и ничто так не трудно было говорить, как это». Да в том-то и искусство, и коварство дьявольское, что он страшит тем, что нам полезно. «Благо есть исповедатися Господеви». «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». А враг этим старается возбудить лож­ный страх, ложный стыд: только скажи, ну и пропала. Ан вот не пропала, я более полюбил тебя за откровенность.

И М. меня этим именно теперь и прельстила – все вы­лила наружу, и Господь ей, видимо, помог. Она возвратилась новою. Ты думаешь, если не откроешь мне своих немощей, то я сочту тебя за святую? Жди!.. Пишешь «для М. все мо­жете сделать, а ко мне нет никакого сострадания». И до­бавляешь–это может от самолюбия. Нет, гораздо больше: от диавольской гордыни! Ты готова проказить не хуже дру­гого, а чтобы все об ней хорошо мнили и говорили. Зазри себя, и не вини ни меня, ни М. Я уже уверял тебя, что ты гораздо больше видела от меня и расположения, и ласки, но несвойственная ни возрасту, ни званию твоему гордыня– все закрывает мраком ревности!..

К содержанию

280. Радуйся, что живешь в ограде

Д. три дня думала: «окаянная эта жизнь! не смей за ограду выйти!» О! Треокаянная!..

А в особенности, если на гостинницу-то придет знако­мый и пожелает видеть свою сердечную, будет умильно поглядывать из окошечка, а тут..., а тут, не смей войти в гостинницу!

О, окаянная жизнь! Непременно надо принять ограду, девчонкам надо чаще бегать к приезжим, проведывать об их здоровьи и утешать... Не так ли?

А я тому-то и радуюсь, что Д. в ограде, что не всякий волк похитит Христову овечку; поскалит за воротами зубы, да и в лес. А ты в храме Божием! Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя! Блажени живущии в дому Твоем. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящь... Яко скры мя в селении своем, в день зол моих покры мя. Возвеселихся о рекших мне– в дом Господень пойдем. Обыдох и пожрох в селении Его жертву... Сколько утешений, сколько радостей душе верующей, живущей в дому Господни! А Д. душно! За ограду выйти нельзя!

А ты благодари, тысячу раз благодари, что вас ограждают от волков, стерегут, бдят за вас. И наказание, какое дадут, принимайте с радостию. Блажен, его же аще накажеши, Господи!

Теперь будете искусней. Рано начали болтаться по гостинницам. У нас казначей С. –старец сам,– а игумен страх как не любил, что тот ходил на гостинницу. А вы еще не великия старицы. Учитесь, учитесь безропотно жизни. Ведь и мирская жизнь без практики–глупость. А духовная–тем больше. Вы ведь, точно овцы, чуть ослабь надзор – мигом за вениками, а то в лес, глазеть, как варится масло.

Смех, я вам обяснял, есть действие блуда. Впредь за каждое безчинное смехотворство читайте по 33 раза: Богоро­дицу. Мир вам и спасение, чада мои возлюбленныя!

К содержанию

281. Не укоряй матушку

20 Ноября 1884 г.

Как же ты не поймешь, что тебя испытывают? Что ты немножко испортилась, это видим мы; немножко замечаешь и ты. Отчего же не хочешь исцелиться? Да хоть бы ты была и невинна; хоть бы даже и святая, и преподобная: отчего бы укорить поспешит себя, а не матушку? Ну, ты, положим, не глупая, пожалуй, и умная голова! Чтобы ты сделала, если бы поставить тебя на место матушки? Я думаю: босы бы, голы и голодны находились. Ведь ее бедную насильно втолкнули быть вашей матерью. А я, грешный, больше всех в этом повинен. Я умолял ее чуть не со слезами, чтобы она пожалела моих дитеняток, приняла бы их под свои крылья... Она меня грешнаго послушала и осталась виновата, а прежде ея–я грешный...

Верьте, мы о вас болим, поболите и вы с нами. Ведь мы все не из корысти терпим, не из чести: а чтобы вы были сыты, не угорали, были покойны, святы, чисты, пре­подобны!.. Вот о чем мы хлопочем, за что терпим. О чем молим Бога. Помолитесь и вы. И не ропщите!

К содержанию

282. Не теряйте времени–учитесь молитве

4 Марта 1885 г.

Мир тебе! Что это с тобою сделалось? Я и понять не могу. Жар, зноб и все страсти. Очень, очень жаль тебя бедненькую... Вижу, тебе пришло блаженное время лежать. Лежи. Лежи да молитовку твори: Г. И. X. С. Б. п. м. грешную, немощ­ную. А то, видишь, что может случиться: рада бы сотворить ее, да сил не хватит: затворены двери. И кто успел за­жечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце– фитиль, молитва–огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном–действие Духа Святаго или наслаждение в Невестнике с Небесным Женихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени, в смехах да шутках, невозвратимаго времени; все эти временныя утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую томноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным своим: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть»... Мир тебе!

К содержанию

283. Единственное средство быть покойной и веселой–молитва Иисусова

Получил и второе твое письмо... Скорбь твоя великая! Да и Господь сказал: «в мире скорбь имети будете, но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никтоже возьмет от вас». Посиди и ты у моря и подожди погодки...

Что касается тягости на душе, то я тебе и говорил и говорю: единственное средство быть покойной и веселой–это молитва Иисусова. А без этого драгоценнаго дара–монаше­ского утешения не ищи, не жди. А как искать Иисуса? Я тебе читал из Библии, и сама ты читала.

К содержанию

284. Господь видит наше терпение

Письмо твое получил. Говоришь, что тебе скучно. Ты не хочешь понести и этого бремени? Да чтож ты готовишь в приданое Жениху своему? Ведь Он–Царь царей и Господь господей! Как же ты не хочешь понять, что Сему Превозлюбленному Иисусу, мы только и можем принести, что потерпеть. Краснейший паче всех сынов человеческих, Он день и ночь так и смотрит на нас–«стою, говорит Он, у дверей сердца и толку». Как полководец стоит на возвышении и видит, кто и как где сражается и достойных венчает, так и наш монахов Вождь, краса Ангелов, всегда возле нас. Только послушай меня, твори чаще мо­литву Иисусову. Ей, будешь благодарна! Прочти в ободрение себя и в утешение 81, 87, 73 и пр., да хорошо и всю книгу «О девстве» Св. Иоанна Златоуста. Не понимаешь ты себя! Ну, и благодари Бога и за то, что ты еси, и за то, что не по­нимаешь сего. А твоя доля высокая. «Не бойся, малое мое стало, яко Бог благоизволи дати вам царство!»

К содержанию

 

Письмо к А. Д.

285. Славы небесной хочешь, а средства отпихи­ваешь

20 Августа 1881 г.

Преподобная послушница, сестра А. Письма твои, должно быть, все получил, но по неаккуратности не на все ответил. На последнее твое письмо спрашивал батюшку и получил ныне ответ, который тебе и прилагаю. Что касается до великих скорбей твоих, то кажется, ты, как и я, не охотница до них. Как и я грешный, вижу и ты пришла в монастырь искать славы небесной и райскаго вечнаго наслаждения, а средства к сему отпихиваешь. Хочешь достать золотую руду, а копать землю не желаешь. Нет, матушка, так в мире, и нигде не бывает, и быть не может. Претерпевый до конца, той спасется!

К содержанию

 

Письма к О. О.

286. Начнем с самоукорения и послушания старшим

7 Декабря 1879 г.

Скит О. П. Получил письмо твое. Приятно видеть, что ты такая благодарная. Очень утешаешься моими письмами. И я не прочь писать тебе. Но с уговором–что и ты будешь утешать меня. А я от тебя ничего особаго не требую, как только тобою обещанного, то есть, что ты постараешься исполнять мои советы. Это, с твоей стороны, лучшее доказательство, а с моей–лучшее утешениe. Между тем, мне говорят, что О. по приезде от старцев стала раздражительнее, непослушливее, капризнее!

Конечно, я не всему этому верю, потому что знаю тебя и искреннее твое обещание смирять себя, слушаться, понуждаться на монашеское жительство. Но, вероятно, есть доля и правды в таких слухах. А потому, О., ты на меня не сердись, а прими к сердцу искренний мой совет: зазри себя и поста­райся исправлять себя. А исправлять мы себя не можем, если не начнем с самоукорения (а не с укорения других) и с посильнаго послушания старшим. Потому–ты маленькая. Если будешь стараться так делать, тогда-то и пойдет мо­нашеское дело вперед. И тебя все хорошие люди будут лю­бить. И Бог возлюбит тебя. Ибо Он Сам говорит: «Аще кто заповеди моя соблюдет, Аз возлюблю его и прииду к нему Сам». «Аз и Отец к нему приидем и обитель у него сотворим». Значит, так и будут жить у тебя в сердце. Сего-то я тебе, О., и желаю больше всего на свете. Ибо на это именно мы и на свет рождены; для этого и живем; для этого-то особенно и в монастырь пошли. То есть, чтобы терпеть скорби, напраслины, труды, болезни и уничижения–а там получить неизреченная благая, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеческое не взыдоша. Мир тебе и благословениe Господне!

К содержанию

287. Для утшения надо всматриваться в себя и в слово Божие

19 Апреля 1880 г.

Благодарствую тебя, О., за поздравлениe. И тебя привет­ствую радостным Христос Воскресе!.. Ты желаешь от меня грешнаго утешительнаго слова. Девочка ты неразсудительная! Да ты возьми-ка канон-то Дамаскина, тут глубины мыслей, тут свет, тут утешения–без конца. Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася. Значит, для утешения-то нелестнаго нужно не глазеть, не шушукать с подругой, не капризничать; а всматриваться в себя, утешаться словом Божиим и вести себя, как я тебе лично говорил. А то никакия утешения не помогут. И разум-то твой ребяческий: она засматривается на шляпки, на наряды: да твое-то одеяние царственное! Блистающее не крашеным тряпьем, а небесным смыслом! «Возрадуется душа моя о Господе; облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». И далее: «И яко благоволи Гос­подь о тебе, и якоже живяй юноша с девою, тако поживут сынове Твои с Тобою; и будет, яко же радуется жених о невесте: тако возрадуется Господь о тебе». Твой Истый Жених Иисус, а не какой-нибудь тряпичник, торгаш!.. Да сохранит тя Господь и да научит отличать сладость геенны от райской чистой радости!

К содержанию

288. Заветныя яблоки

9 Декабря 1880 г.

Помню, О., желание твое иметь мою строчку и особенно гостинчика; посылаю тебе три заветныя яблока. Больше не­дели они лежали у меня за стеклом и глядели на скит, и на птичек, и на все скитское. Спасайся. Трудись. Молись. А главное не тщеславься, да глаза блюди!

К содержанию

289. Мудреная девочка

12 Октября 1881 г.

Правда, правда, О., давно я не писал тебе. А все соби­рался. И даже спешил послать или письмо или гостинчика: да все неподходящие случаи-то были... Что касается трех строчек, с любовью исполняю. Читал я письмо твое. И ка­кое ж множество там настрочено грехов? Подумал я, такая маленькая, а наскребла сколько грешищев! Да это не важное дело, что у грешнаго человека–грехи, все равно: у орешины–орехи, от репы–репа, и прочее подобное. А вот странно: откуда может маленький человек набрать и туго напихать целый пехтерь скорбей? До того даже скорби ве­лики, что О. уткнет голову в подушку и думает... Зачем я родилась? Вот, в самом деле вопрос-то: зачем О. родилась? И живет? Еще и живет?! Вот вопрос-то! Да это у редкаго философа заходит в голову такая мысль. А мне так кажется, никогда и не приходила... Мудреная ты девочка! Одного ты, видно, не знаешь, что говорит Св. Златоуст, что здешнее земное тяжкое самое и нестерпимое не может даже и сравниться с тамошним самым легким. Спасайся! Мир тебе! А во всех исповеданных тобою грехах и немощах да простит тя Господь. И да поможет Он, Всемилостивый Спас наш и Его Пречистая Матерь, тебе положит исправление. А исправление наше есть смирение. т. е. сознание своих немощей. И помни слово, что Богу любезнее грешник, кающийся и смиряющийся, чем праведник, сознающий свою правду. А ты вот мне и Богу каешься, и уничижаешь себя, и стыдишься за свои немощи: то Господь и помилует тя, и спасет тя. И узриши благая Иерусалима!

К содержанию

 

Письма к А. Г.

290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней

20 Апреля 1883 г.

Воистинну Христос Воскресе! Насилу вспомнила меня приветствием. И тебя взаимно приветствую радостным поздравлениeм. «О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Тво­его гласа, Христе! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века!»... «О, пасха велия и священнейшая Христе! О, мудросте, и слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!»

Как это истее? Об этом прочти в Евангелии Иоанна гл. 14-ю, 15-ю и 16-ю, в Лествице слово 30-е, гл. 10, 11, 12, 13, 16, 17. И чуть-чуть, может быть, поймешь. А мне обяснять было бы слишком долго. Да и голова-то твоя на это не очень-то способна. Все же поймешь хоть чуть-чуть. «Отче, не о всем мире молю, но о тех, их же дал еси мне. Да и тии будут со мною, да видят славу Мою, юже имех у Тебе прежде сложения мира». «Якоже Аз в тебе и Ты во Мне, тако и тии будут с нами!».

Ведь даже страшно подумать, что нас ожидает там: «не у явися, что будем». А потому, терпи скорби и тяготу. Не ложно сказано, что «всяк, иже оставит отца или матерь, или жену, или брата, или сестру–сторицею приимет и живот вечный наследит».

Касательно временнаго твоего покоя я очень подумываю... Мне приходит на мысль, не сойтись ли вам с А. С. Она девочка смиренная, тоже хочет строить келью: неприхотлива, нестроптива; матушки ваши разныя, но это мира между вами нарушить не может: кажется, не будете соблазнять друг друга, таща к своей матери другую. Одно только, как бы вы одна к другой-то не привязались? Тогда вас трудно будет растаскивать. Впрочем, на тебя я надеюсь. Думаю, ты на это нескоро собьешься. А говорю только в предосто­рожность. Мир тебе!

К содержанию

291. Ты просто обленилась!

21 Ноября 1883 г.

Насилу-то Аннушку доняли блохи. А то сидит там, да молчит. И кто ее знает, как она живет. Теперь вижу, доняли: голос подала! И слава Богу! Помни: Богу кающийся грешник приятнее, чем самомнящий праведник. А кого Бог любит, того и я люблю.

Пишешь, что тебе опротивело все святое: нет, ты сама не понимаешь себя: ты просто обленилась и дошла до одной степени со мною. Я вот точь в точь такой же. Стыдно са­мому, а сладить с ленью не могу. Даже и зубы точно также болели: ну, Бог даст, заживут. Да у тебя, кажется, уж все заболело: и ноги, и поясница, и слабость: жаль, крапивы свежей нет, я б вылечил тебя... А что касается помыслов, то тут новаго ничего нет. Я б подивился, если бы у тебя их не было. Тогда бы с тобой не сладил. А то поневоле смиришься. Тогда бы и любить тебя святую было бы страшно, а теперь нельзя не полюбить, и по пословице–свой своему поневольке друг, и за твою детскую откровенность люблю... Мир тебе, спасайся! Пиши, не стесняйся тем, что ты не хороша: я гораздо хуже тебя. А вот любят же доб­рые люди. Многогр. И. Анатолий

К содержанию

292. О келье не заботься

6 Сентября 1884 г.

А.! Мир тебе! Ты, родная, до того ожесточилась на меня, что веруешь помыслу, будто я не читаю твоих писем. Ну, не стыдно тебе так клеветать на меня, за всю мою любовь к тебе! Да я твои-то именно и читаю!.. О келье черезчур не заботься! С. устроилась на славу, а скучает больше тебя! И именно потому больше, что связалась кельею. Помни слово Божие: жительство наше на небесех. А эти кельи много и часто отвлекают ум и сердце от горних обителей, много приносят забот и смущений безполезных для души. Что сказал Господь: воззрите на птицы небесныя, иже не собирают в житницы своя, и Отец Небесный питает их. Не вы ли лучше их есте? Фома неверующий! Опомнись!

К содержанию

293. Веруй в Промысл

12. Декабря 1884 г.

Не унывай, А. Я рад, что во время Бог послал тебе случай познать свою немощь. Будь благодарна Богу за такой урок и старайся воспользоваться им. Даждь премудрому вину и премудрейший будет. Об отце молись, но веруй, что все, что Бог посылает, полезно. Надо веровать в Святый Промысл, а малодушию и самосмышлению места не давать. Нынче поворот солнца на лето, желаю и тебе улучить поворот к теплу и радости.

Мир тебе!

К содержанию