Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бо­лез­ни те­лес­ные по­сы­ла­ют­ся че­ло­ве­ку от Бо­га не всег­да за грех в на­ка­за­ние, но иног­да и по бла­го­во­ле­нию для ос­во­бож­де­ния или для пре­дох­ра­не­ния нас от не­ду­гов ду­шев­ных, ко­то­рые не в при­мер опас­нее те­лес­ных.

преп. Антоний

При­у­чись боль­ше мол­чать, тог­да гре­шить и осуж­дать не бу­дешь. Ког­да пе­рес­та­нешь роп­тать, усерд­ней бу­дешь ра­ди Бо­га слу­жить боль­ным, то из­ба­вишь­ся от сво­ей бо­лез­ни не толь­ко те­ла, но и ду­ши. Ес­ли же при исп­рав­ле­нии бо­лезнь и не ос­та­вит, то зна­чит, это для то­го, что­бы за тер­пе­ние дать ве­нец в бу­ду­щей жиз­ни на бес­ко­неч­ное вре­мя.

преп. Иосиф

Жизнь на­ша есть ду­хов­ная вой­на с не­ви­ди­мы­ми ду­ха­ми зло­бы. Они воз­му­ща­ют нас за­ло­г­ствен­ны­ми на­ши­ми страсть­ми и по­буж­да­ют к прес­туп­ле­нию за­по­ве­дей Бо­жи­их. Ког­да вник­нем и расс­мот­рим вни­ма­тель­но, то най­дем, что на вся­кую страсть есть вра­че­в­ство — за­по­ведь, про­ти­во­по­лож­ная оной, а по­то­му вра­ги и ста­ра­ют­ся не до­пус­тить нас до се­го спа­си­тель­но­го вра­че­в­ства.

преп. Макарий

Содержание писем старца Антония Оптинского

1. Слава Богу за все

2. Мир и любовь в дому — радость Ангелам, а врагу — нож острый

3. И радости, и скорби нам Господом попущены

4. Без воли Божией ничто не совершается; Господь испытывает нас, чтобы соделать достойными Себе

5. Да возложим мы на Господа печали свои и да несем смиренно крест свой

6. Собирать сокровища небесные — неизмеримо сложнее, чем земные

7. Мы учимся смирению и кротости не менее трудно, чем некогда грамоте учились

8. Вся благая Дух Святой подает нам

9. О вреде уныния и пользе покаяния

10. Во всем сохранять спокойствие и полагаться на Господа

11. О причинах наших горестей и о том, как вести себя в скорби

12. По случаю Дня Ангела — о переменчивости жребия земного

13. Уроки в день тезоименитства

14. Главное — не боязнь людской молвы, а страх Божий

15. Раздражение и пустое времяпрепровождение — из худших пороков наших

16. Лучше правды ничего нет

17. Каждый человек есть образ Божий, посему и чтение нужно выбирать душеполезное

18. Гневливость и нетерпеливость — вот от чего нужно избавляться поскорее

19. Кто как о себе мыслит, тот так мыслит и о ближних своих

20. И одно слово бывает многоценно

21. И печаль, и радость — все возложим на Господа, за все Его благодарим

22. Праведником можно быть везде

23. Душеполезное чтение — нетленная пища

24. О страхованиях нынешнего поколения

25. Каждый человек о других судит по себе

26. Простота лучше витиеватости

27. О двух книгах: одной благодатной, второй неправедной

28. Будем милостивы и снисходительны к обидящим нас

29. Матерь Божия — заступница и прибежище наше

30. Нет нужды заботиться о многих летах — нужно думать, как достойно прожить нынешний день

31. Все наши духовные нестроения — от того, что мы слишком высокого мнения о себе, от того, что превыше разговора с Господом ставим собственные помыслы...

32. Все наши помыслы Господь знает лучше нас самих

33. Адовы муки — несравненно сильнее, чем все претерпеваемые нами на земле горести

34. Истинный друг, даже когда не пишет писем, об искреннем своем постоянно думает и ему сочувствует

35. Все в сравнении познается

36. О смысле супружеского союза

37. Брак благословен Господом — а значит, благословлено и материнство

38. Предайтесь со смирением на волю Господа, ибо Он управляет всем

39. Болящему должно молиться о выздоровлении, чтобы употребить затем силы на пользу Церкви Божией

40. И праведникам Господь посылает скорби,— тем паче нам, грешным следует быть терпеливыми

41. Все в руках Божиих, поэтому нет нужды печься о том, что должно произойти через полгода или год

42. Не стоит учить несмиренного смирению — лучше молиться о нем

43. О небесной поддержке

44. В связи с рождением младенца

45. Болезни детей неразрывную связь имеют с грехами родителей

46. Скорби детей побуждают нас к искусительным помыслам, но прежде всего о своем убожестве думать должно

47. Письмо матери, адресованное маленькому сыну ее, о послушании

48. Житие св. Иоанна Златоустаго — достойнейший пример для юноши

49. Сокровища земные должны способствовать достижению благ небесных

50. Собственная воля — главный враг человека

51. Епитимия любимому духовному чаду за непочитание родителей

52. Епитимия не только для послушествующего, но и для налагающего ее тяжела бывает

53. Отсечение собственной воли может дать человеку крылья, но это очень сложно осознать и еще сложнее осуществить

54. Исполнение добрых намерений откладывать не стоит

55. Рекомендация настоятельная отложить все дела и ехать на поклон к Божией Матери

56. Сердечная благодарность за посылку и поздравление — и рассказ о скорбях при переезде на новое место

57. О трех опасностях благополучия

58. О грехах духовного чада духовник плачет и за него поклоны кладет

59. Все, что от Господа, есть благо

60. Если мы не можем подражать угодникам Божиим во многом, то хотя бы в малом должно это делать

61. Приглашение в обитель

62. Пути Господни неисповедимы

63. И во время масленицы полезно воспомянуть Великий пост

64. Пожелание о благочестивом проведении поста

65. Победа над своими страстями есть победа над демонами

66. Противоположность ценностей земных и небесных

67. Жизнь безпорядочная есть жизнь богопротивная

68. О духе и букве. О Прощеном Воскресенье

69. Благодарность за присланные книги. О тверди небесной

70. У всех священнослужителей — едина общая цель

71. Как поступать со Святым Антиминсом, если он волею Божией попал Вам в руки

72. Остатки церковных строений только на пользу Церкви должно употреблять

73. Ответ на вопрос — Псалом 26-й

74. Преждевременное безпокойство не имеет оснований

75. Без воли Божией ничего не будет

76. О воинской службе и отношении к ней

77. Участие в дуэли — великий грех

78. Положиться на волю Господню необходимо

79. Честному и добродетельному нет оснований для страхов

80. Прежде всего — молитва

81. Призывание помощи Божией

82. В преддверии празднования дня памяти свт. Николая и при поднесении в дар трех книжек

83. Сравнение своей жизни с житиями святых для нас весьма душеполезно

84. Размышления о грехе против восьмой заповеди

85. У Господа Бога милости много

86. На Бога надеяться, самим не плошать

87. Наставление по случаю рождения младенца. О смирении

88. О царском манифесте по поводу освобождения крестьян. Доброе чтение прогоняет уныние

89. Приглашение приехать в обитель. О злоусердии дворовых работников

90. И искушения могут служить освобождению от вечных мук

91. Нужно обязательно молиться за ненавидящих и обидящих нас!

92. Не наказать виновного, который у тебя в подчинении, значит нанести вред всему делу

93. Разсуждения о крестьянском бунте и об испытаниях, выпавших на долю благочестивых помещиков. Все Господом попускается

94. В тяжких испытаниях читай Книгу Иова

95. Всякому человеку дается крест по силам его. О часе смертном. О церковной молитве

96. Как бороться с нашествием ядовитых змей

97. Скорби и огорчения ни царю, ни нищему не чужды

98. Живем на земле — значит терпим скорби за грехи свои

99. Покоритесь воле Божией во всем

100. Все для спасения нашего делается

101. В скорбях и искушениях берите пример со святого богоотца Давида

102. Поздравление с Днем Ангела

103. Еще поздравления к дню тезоименитства. О возвращении птиц

104. Об эпидемии холеры. Маловерие наше — причина бед

105. Не холеры, а Господа единого бойтесь — все в Его воле

106. Смерть идет за человеком всюду, так что укрыться от нее некуда — так притецем же под Покров Матери Божией

107. И за страдание возблагодарим Господа

108. Поздравление с новолетием

109. Чем более земных благ имеем, тем более негодуем и ропщем

110. Душеполезные книги бывают ценнее лекарств

111. Болезнь — посещение Божие

112. О седмице масленой: должно друг у друга прощения просить

113. И при зубной боли надо размышлять о грехах своих

114. Когда болен, не роптать, но каяться надобно

115. И в молитвах умеренность полезна

116. О прекрасных птичьих концертах: всякое дыхание да хвалит Господа

117. И болезни нам во спасение посылаются

118. Надо спешить исправляться, а мы всё не торопимся

119. Страшнее всего должно быть страха не имеющим

120. Дела добрые лучше делать, не отлагая

121. Кто перед смертию причастился, того душу Ангелы приемлют

122. Соборования и Причастия в болезни опасаться не должно

123. Душа — всего дороже

124. Иной больной человек чаще размышляет о душе, нежели здоровый

125. Похвала духовному чаду

126. Об уходе за больной матушкой

127. Когда болен, не только всех прощать должно, но и самому прощения просить

128. Церковь Божия никого без поминовения не оставляет

129. За долговременное страдание Господь воздает страдавшему сторицею

130. О пожертвованиях в час похорон

131. К часу смертному должно быть готовым в каждый миг жизни

132. По смерти близкого человека — всю печаль свою на Господа возложи

133. Мы не можем знать, какая участь уготована ближним нашим, можем лишь надеяться на лучшее

134. Размышления о христианской кончине

135. В повседневном поведении нам должно брать пример с наших благочестивых предков

136. Все наши грехи терпит Господь, но хулы и ропотливости не выносит

137. «Не окончить жизнь во гневе...»

138. О тяжком горе — смерти брата

139. О кончине старца Макария

140. Об утешении в разлуке

141. Дано ли нам стяжать мирную кончину?

142. О тяжести своих страданий можно судить, лишь сравнив их с чужими

143. Только не роптать на промысел Божий!

144. «Богу угодить можно и в Ростове»

145. Наставление девице об избрании жизненного пути

146. Супружество — великая радость и тяжкий крест

147. Сомнительные поступки жениха поощрять не должно

148. Таковые поступки должно и пресекать

149. Господь кого любит, того и наказует

150. Наставление духовному чаду о богоугодной жизни

151. Выбор жизненного пути — супружество или монашество — возможен лишь однажды

152. Похвала достойному решению духовного чада

153. О рассеянии в молитве. О грядущем явлении кометы

154. О трудности расставания с близкими при выборе пути

155. Постепенный уход от мира очень труден, но внезапный — еще труднее

156. На смиренных сердцем — благословение Божие

157. Воздержание от празднословия выше, нежели воздержание от скоромной пищи

 

Далее –→