Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пос­ты неп­ре­мен­но на­до соб­лю­дать, в сре­ду и в пят­ни­цу, и весь Ве­ли­кий пост. Неп­ре­мен­но пос­ти­тесь!

прп. Анатолий

Удер­жи­вай се­бя от сне­ди и пи­щи сколь­ко мож­но и ста­рай­ся ку­шать уме­рен­но лег­кой и из­ве­ст­ной пи­щи.

прп. Лев

Воз­дер­жа­ния не в том сущ­ность и си­ла, что­бы пи­щи не ку­шать, но да иж­де­нет от серд­ца вся­кое па­мя­тоз­ло­бие и се­му по­доб­ное; вот в чем ис­тин­ный пост, и ка­ко­во­го от нас па­че все­го тре­бу­ет Гос­подь.

прп. Лев

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

Убытки

А что приключилось во время переносок кое из ка­ких вещей разбить и потерять, то и о сем мы малодушест­вовать не должны, но претерпевать со всяким благодуши­ем и благодарением (преп. Лев).


Насчет кошки, что попущением Божиим, а вражиим действием перебила стекла во образах и стащила с окна салфетки, с чем и сему не должно много удивляться, что все сие событие попущено, дабы приобучать себя к спа­сительному терпению и благоназидательному упованию и дабы вспоминали слова блаженного и праведного мужа Иова Многострадального, который при истреблении дома, детей и всего стяжания таковые произносил слова: «Гос­подь даде, и Господь взят» (Ср.: Иов 1, 21) и паки к жене: «Аще благое от руки Господней восприяхом, злых ли не претерпим» (Ср.: Иов 2, 10); и мы по обязанности нашей христианской и по заповеди апостольской должны за все терпеть и благодушествовать (преп. Лев).

Уединение

...Полагаете, что в уединении вы покойны будете. Но этот ложный покой-то вас и обманул. Я вам представлял, что для вас всегдашнее уединение вредно: оно приносит только о себе мнение, а после и смущение. Вы не такого еще устроения, как были святые мужи, победившие страсти и удалившиеся для созерцания высших таинств духовных, вы требуете еще обучения себя с людьми, исполнением заповедей Божиих, чрез что вы, видя немощь свою, должны невольно смиряться и приносить покаяние, и сподобитесь милости Божией, а в уединении вы ничего не видите за собой, кроме исправлений своих, а какая же за сие награ­да? (преп. Макарий).


Вам показалась жизнь монастырская так же суетна, как и мирская, и потому вы находили одно уединение вер­ным способом победить страсти и угодить Богу? Теперь вы хотя и живете спокойно в своем имении, но находитесь в двоедушии, не понимая, на истинном ли пути стоите, и страх овладевает вами, да не погибнет душа ваша, и от сего мятется дух ваш? На сие вам отвечаю: уединенная жизнь ваша не может принести вам пользы, но даже и опасна от бездействия заповедей Божиих и сокровенных внутрь лежа­щих страстей, которые мы познаем от сообращения с людь­ми единомысленными, а познавши их, стараемся, при по­мощи Божией, борьбою искоренить... (преп. Макарий).


Разве тем исцеляются наши страсти, чтобы мы были уединены и никто бы нас не трогал? Напротив, оные от того умножаются и лишают совершенно покоя, а при обра­щении с другими и при побеждении страстями мы познаем свою немощь, смиряемся, каемся и по времени получаем исцеление. Многие книги прочти; не найдешь исцеления страстей другим образом (преп. Макарий).


Вы испытали уединенную жизнь, — какую она вам пользу принесла? доставила ли спокойствие? Отнюдь нет. Мы вам пишем это совсем не с тем намерением, чтобы удержать вас в С—е, но дабы вразумить вас, что и в другом месте может встретить вас искушение, хотя и не точно такое, но другого рода, а все искушение: ибо «вся жизнь наша есть искушение» (Ср.: Иов 7, 1) (преп. Макарий).


А что ты желаешь затвора, то этого не одобряю и не соизволяю на сие; затвори двери ума и сердца от возно­шения, а уста и язык от многоглаголания, брани и осужде­ния, рукам не давай воли простираться на биение, приими совет желающих тебе пользы душевной — вот и затвор твой совершится, не имущий ни единой прелести и подсады вражией (преп. Макарий).


Неужели жить в такой суете, вопрошаешь, полезно для души твоей, когда жаждешь совсем другого занятия? В надсловии на Нила Сорского и в книге святого Иоанна Лествичника... сказано, что уединенная жизнь не всякому полезна, особенно же не победившему страстей: высокоумия, гнева, лукавства и подобных, советуют «ниже след безмолвия видеть», ибо им должно прежде в сообращении с людьми стараться побеждать сии страсти. И многие отцы согласуются с сим учением. — А о сем вопрошала ты из 21-го Слова <святого> Исаака Сирина и из святого Каллиста — эти главы еще не к тебе относятся, не к твоей мере, когда на практике проходить будешь, тогда узнаешь и поймешь их смысл (преп. Иларион).


Когда Лот жил в Содоме, был свят, а когда вышел в уединение, пал (преп. Амвросий).


...Не ретись нерассудно на одно внешнее уединение, которое в страстном может питать самомнение, гневли­вость и осуждение других. Обращай на эти признаки твое внимание и понуждайся обучать себя самоукорению, во всяком случае возлагая вину на себя, а не на других. Помни всегда отеческое слово: «келья высит, а люди искушают». Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, да научиться смирять­ся и не порицать других (преп. Амвросий).


...Вы ...выражали желание и решимость сесть в открытый затвор, тогда как евангельским учением истязуется от нас делание тайное. А во-вторых, и не всегда мы можем соответствовать провозглашенному затвору жи­тием нашим по... немощи. Поэтому лучше немощью и прикрывать уединение наше и безмолвное житие. Если в таком случае и не совсем достаточны будем для такой жизни, все-таки не будем строго судимы ни от людей, ни от Бога (преп. Амвросий).


...Объясняешь, что помысл уединения тебя измучил, лишает тебя сна и пищи, не дает тебе никакого покою! На безмолвие и уединение поступают по особому Про­мыслу Божию, как, например, сказано было Арсению Ве­ликому: молчи, бегай и спасешься. А ты такого призвания свыше не получала, а думаешь это сделать по своему только желанию и притом с примесью вражеского искушения и, наконец, с ослушанием, а ослушание и непослушание та­кой грех, который и мученичеством не заглаждается. Веро­ятно, сама читала, как один монах не послушал своего отца, ушел от него, и впал в руки мучителей, и получил мучени­ческую смерть — мощи его, как мученика, христианами поставлены были в церкви. Когда диакон возглашал: «Оглашеннии изыдите», — мощи сами выходили из церкви, пока не призван был его старец и не простил его (преп. Амвро­сий).


Один прозорливец видел в видении пустынника-стран­ноприимца, больного и послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь. Прозорливец спросил, по­чему такая честь больше всех послушнику? Ему в ответ сказано: пустынник, хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний и благих. Ты думаешь в уеди­нении обрести покой, но весьма ошибешься. Святой Григо­рий Богослов ради гонений и смут оставил должность епи­скопа и в уединении испытал великое томление. Антония Великого в уединении бесы избили так, что он два дня был, как мертвый. Поэтому святой Иоанн Лествичник советует лучше иметь борьбу с людьми, нежели с бесами, потому что люди, хотя иногда ожесточаются и не покоряются, а потом опять смягчаются и повинуются. А бесы никогда не перестают против нас злобствовать и неистовствовать (преп. Амвросий).


Ты в уединении желаешь приблизиться к Богу, а в «Лествице» сказано, что истинный послушник стоит одес­ную Распятого. И опять о близких к Богу сказано, что они должны приносить Богу дары, как сказано в псалмах: «вси, иже окрест Его, принесут дары» (Пс.75, 12), то есть спасение других душ. Подумай хорошенько и сообрази все написанное и не спеши на безмолвие и на уединение, а с терпением и по­корением ожидай на то воли Божией и благоприятного времени (преп. Амвросий).


У тебя есть стремление к уединению. Если N. оно вредно, то почему же тебе оно будет полезно? Ты, живя и среди людей, не знаешь куда деться от мысленной брани, что же было бы с тобою на уединении? (преп. Амвросий).


...Объясняешь свою скорбь касательно неимения своей кельи и касательно неудобств жить в чужих кельях в мно­голюдстве. С одной стороны, справедливо: так, в такой тес­ноте, как ты живешь, действительно жить неудобно, но, с другой стороны, скорбь твою — до изнеможения душевно­го — нельзя одобрить, ни назвать правою. Если мы желаем наследовать Царствие Того, Который во время земной жизни не имел где главы подклонити, то основательно ли посту­паем, малодушествуя до изнеможения касательно внешних неудобств. Тогда как ими-то и чрез них-то очищается грешная душа наша, как в горниле. Хотя я лично тебе говорил, как много ты себя повредила нерассудным желани­ем, но и теперь замечаю, что ты доселе доверяешься руко­водству влекущего желания, по видимому мнимо благого, но все-таки нерассудного и противоречащего отеческим писани­ям, в которых говорится, что желающий уединенной жизни наперед должен обучиться среди людей терпению, смирению, незлобию и долготерпению от поношений и уничижений и от неудобств, и прибавлено, что иначе не бывает. Святой Лествичник говорит, что безмолвие тела есть благочиние чувств внешних, а безмолвие души есть благочиние помыс­лов. Этому безмолвию и старайся обучаться. Сестрам, где ты живешь, можешь сказать так: если вы желаете, чтоб я у вас жила, то побольше молчите и без крайней надобности не рассказывайте разных россказней и не делайте неуместных вопросов. Будем лучше помолчаливее жить, внимая каждая своей совести со страхом Божиим. Если же иначе, то я долго не могу у вас пробыть (преп. Амвросий).


Оставаться с собой и Богом — это хорошо, если действительно так. В псалме на каждой вечерне читаем: «един есмь аз, дондеже прейду» (Пс.140, 10), т. е., живя среди многих, полезно уединяться и с собою одним оста­ваться. Это помогает избегать многих сетей вражеских, если при этом не будем плохо разуметь о ближнем (преп. Амв­росий).


Уединение тебе не только не будет полезно, но и мо­жет усилить душевный твой вред со стороны прелести вражией. Святой Исаак Сирин в 30-м Слове пишет: «не вся­кое доброе желание бывает от Бога, но впадает подобное желание и от диавола, и сие несть пользующее, но враг поставляет сеть». Ты во всю жизнь свою увлекалась мни­мо благим и нерассудным желанием и оттого повредила себя душевно и телесно. Святой Симеон Новый Богослов, пиша о первом образе молитвы, говорит, что повредив­шиеся прелестью вражиею, ради сожития с другими, не впадают в помешательство ума, которому подвергаются уединенные. Святой Лествичник пишет, что безмолвие есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. О сем безмолвии позаботимся и живя с другими, по слову Апостола, «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» (Рим. 12, 16) (преп. Амвросий).


В прежнее время и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть, чтобы удержать не только язык от зла, но и ум от лукавых и скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь. Прежние разумные пещерные жители жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда Апостольское слово: «мняйся любить Бога, а ближняго своего ненавидяй — ложь есть» (Ср.: 1Ин. 4,20). Еще видим в отеческих писаниях, тогдашние люди, уединяющиеся — совершенные, жили одному, а не достигшие еще совершенства жили вдвоем и втроем, для познания своей немощи и для снискания крото­сти, и терпения, и смирения. Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей: а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправ­но, и чрез то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи и недостатки и чрез то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться мнимым исправлением и чрез то впасть в гордость, за которую и ангелов согнали с неба (преп. Амвросий).


сАвва Дорофей пишет, что «спасение — во многом совете», но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: «друзи твои да будут мнози, советницы же един от тысящ» (Ср.: Сир. 6, 6). Поэтому нахожу неполезною для тебя поездку в К., кроме сказанной причины и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда нахо­дится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться, тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави» (Еккл. 10, 4). Есть и простая поговорка: на одном месте и камень обрастает. И в старче­стве сказано: сиди в келье твоей, и та всему тебя научит. Положим, что А. вызывает тебя под благовидным пред­логом принести тебе пользу душевную, но враг наш душев­ный и искуситель чрез это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой Апостол предостерегает нас, глаголя: «не неразумеваем ухищрений его» (Ср.: 2Кор. 2, 11), то есть вражиих, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овчих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духов­ными средствами, так как сказано, что «Царствие Божие внутрь вас» (Лк. 17, 21). А совне от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их (преп. Амвро­сий).

Укоризны

Ты не можешь благодушно нести укоризн, досад и уничижений — познай в этом свою немощь, укоряй себя и смиряйся и отнюдь не укоряй тех, которые доставляют тебе случай к исцелению, паче же считай их своими благодете­лями, которые, смотрением Божиим, показуют тебе твою немощь. Господь наш Иисус Христос Сам претерпел уко­ризны, досады, поругания и крест и нам оставил образ, да последуем стопам Его. И все, шедшие путем правды, по­терпели различные скорби и получили спасение. Мы же, страстные, ежели и терпим какую скорбь от столкновения с ближними, то страждем сие от нашего жалкого устрое­ния, которое иначе и не может исцелиться, как чрез терпе­ние досад, укоризн и уничижений, а если не терпим их — должны видеть свою душевную бедность и нищету и как далеко мы отстоим от заповеданной нам Господом любви, не только ко врагам, но и к ближним нашим; и сие должно приводить нас в глубину смиренномудрия, на которое при­зирает Господь и подает Свою помощь к исполнению бла­гих дел, а без оного и дела добрые не могут быть угодны Богу (преп. Макарий).


Ты пишешь, что «все матери и сестры добрые, что не попросишь, все для нас делают», а ежели бы и не делали ничего для вас и, напротив, наносили оскорбления, и тогда должно считать их «добрыми», а оскорбления приписывать себе, что того достойны и что Бог им возвещает оскорбить вас; то будете и тогда покойны (преп. Макарий).


От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся. Но это не важно (преп. Иосиф).


...А что он вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, то вы, когда при помощи Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать, то вам от сих произношений воспоследует польза значительная! Но если же будет приходить ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого лишены будете; во свидетельство вашей любви на среду помещаю святого Симеона Нового Богослова главу 31-ю: «Бесчуствуемый или досаждаемый и зело болезнуяй сердцем познаваем есть от сего, яко древ­него змия обносит в недрех. Аще убо с молчанием претер­пит или со многим смирением отвещати будет, немощна сего и расслаблена содела; аще же с горестью противо­речит или возглаголет с дерзостью, даде крепость змию яд излияти в сердце его и свирепо поедати внутренняя его, якоже отсюду на всяк день укрепляему тому снедию тво­рите исправление во благих и крепость окаянные его души и жити ему оттоле греху, мертву же всеконечно быти прав­де», да видим и уразумеваем, каковая претерпевать укориз­ны и бесчестия польза и от нетерпения и ожесточения каковой грех и вред (преп. Лев).


...Кто расположится совершенно покровительству Все­могущего нашего Охранителя и Искупителя Господа Иисуса Христа, и по выслушании всех стропотных и язвительных произношений от противомудрствующего лица претерпев­ши со благодушием все неприятности и оставшись при сво­ем благостройном мудровании, воистину дерзаю рещи, что в подвиг ему вменится и приобрящет за сие себе значительное души своей мздовоздаяние! (преп. Лев).


...Когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна сего, да даст тебе Господь по... изволению твое­му и совершение добрых дел в поползновении твоем (преп. Лев).

Ум

Ум, когда упражняется в чтении Священного Писания и молитве и тому подобное, очищается от страстей и про­светляется, когда же он погружен только в земное, то он одебелевает и становится как бы неспособным к понима­нию духовного... Поэтому необходимо упражняться в ду­ховном и побеждать все страсти, пока они еще неглубоко укоренились в нас. Страсти легко побеждать в помыслах, но когда они перейдут в слова и дела и укоренятся, то очень трудно, почти невозможно... (преп. Варсонофий).


Ум очень удобен к ослеплению чувственностью и всег­да желает идти «путем пространным, ведущим в пагубу, и мнози суть ходящий по нему» (Ср.: Мф.7, 13), сказал Господь... (преп. Макарий).


Ум... есть сила самодвижная, но от нас зависит, что дать ей. Подобно тому, как жернов вертится и от челове­ка зависит, что под него подсыпать: пшеницы, ржи, или какой-либо травы, или семя. И мука выйдет или хорошая, или ядовитая, и сообразно тому, что положено. Так вот и ум, он все переработает, но нужно давать ему только хоро­шее... (преп. Варсонофий).

Умиление

...А что когда Премилостивый Господь соблаговолит по Своему единственно милосердию и благости, в некоторое время дарует вам благоумиленное и приятное чувство, и вы пишете, что и навсегда желали бы во оном покое пребывать, но сие не по вашей еще мере желаете, но довольно вам и того, что вы, по крайней мере, ощутили хотя малую зарю благотишия и душевного покоя, о чем святой Макарий Египетский Великий пишет, что и совершенным не попуска­ет Бог в сей жизни дабы пребывать во видении или в действии благодати покоя, для того наиболее, ежели бы на­ходясь в видении, то отнюдь не согласились бы ко стражду­щим от страстей сострадать и подкреплять падающих, но и святой Исаак Сирин в конце 79-го Слова пишет... тому же подобие... (преп. Лев).

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>