Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Дай Бог мир­ное и ду­шес­па­си­тель­ное жи­тель­ство, сог­лас­но об­ра­зу уче­ния Хрис­то­ва, а не сво­дов уза­ко­не­ний граж­да­нс­ких – зуб за зуб.

прп. Моисей

Где мир, там Бог, а где враж­да, там соп­ро­тив­ный, от ко­то­ро­го да из­ба­вит нас Гос­подь!

прп. Макарий

Не да­вай­те за­па­дать иск­ре не­ми­р­ства и враж­ды; чем да­лее, тем бо­лее ста­ра­ет­ся враг де­лать меж­ду ва­ми воз­му­ще­ния, да не по­ру­га­ет­ся он ва­ми, блю­ди­те. Сми­ре­ние раз­ру­ша­ет все его коз­ни.

прп. Макарий

Всякая чистая душа стремится к уединению


Всякая душа имеет, в большей или меньшей степени, стремление к уединению, к пребыванию внутри себя. Только низменные души удовлетворяются блеском и треском суетной жизни и полагают все свое удовольствие в несмолкаемых разговорах, смехе и во всевозможных развлечениях.

Всякая чистая душа стремится к уединению

Господь Иисус Христос был истинным Богом, но и человеком, а потому, воздавая должное человечеству, естеству, и Он по временам уединялся от окружающего шума и суеты. В Евангелии сказано, как Господь «... взыде на гору един, – для чего? – помолитися...» (Мф. 14, 23; Мк. 6, 46; Лк. 6, 12; 9, 28), и если нуждался в уединении Господь, тем более нуждаются в нем люди. Все святые стремились к уединению. Некоторые из них оставляли всех и вся и уходили в непроходимые дебри и пустыни, чтобы быть наедине с Богом и, очищая свое сердце от всяких привязанностей и страстей, готовить себе блаженную вечность.

Ученые для отдыха уезжают за границу, под южное небо Сицилии, а мы углубляемся в свое сердце, в коем заключен целый чудный мир, может быть, многим неизвестный. Но как войти в него? Единственный ключ – Иисусова молитва, которая открывает нам дверь в этот мир. Но чтобы углубиться во внутренний мир, необходимо уединение. Некоторые святые бежали для этого в глубочайшие пустыни и оставляли всех, чтобы только упражняться в Иисусовой молитве. Известный подвижник Лука Элладский бежал в пустыню для усовершенствования в молитве, т.к. постоянные толпы народа, приходившие за советом и утешением, мешали ему сосредоточиться. Поступил он подобно Арсению Великому, который был научен Самим Господом: "Бегай людей и спасешься".

Является вопрос: законно ли поступил Лука, оставив народные массы для спасения своей собственной души? Вполне законно. Ученые, чтобы издать какой-нибудь научный труд, удаляются от общества и углубляются в свою работу. Ученик, приготовляясь к экзамену, уходит в отдельную комнату, а если нет таковой, то часто, закрыв уши, чтобы не слышать чего-либо постороннего, зубрит свои предметы. Не тем ли более святой для приготовления себя к вечной жизни имеет право на уединение. И удаляется от людей не по ненависти к ним, не в силу своего эгоизма, но и там, в пустыне, служит тому же миру молитвой о нас ко Господу.


Из бесед прп. Варсонофия Оптинского