Публикации
Христологические особенности и проблема авторства 11‑го трактата из Второго собрания преподобного Исаака Сирина
В статье приводится критика и ставится под сомнение авторство 11-го трактата из 2-го Собрания, приписываемого прп. Исааку Сирину. Предоставляется достаточная фактологическая база для подтверждения этого тезиса. Благодаря проведенному сравнительному анализу выявляется целый комплекс противоречий между автором 11-го трактата и прп. Исааком Сирином. Терминология, христологические и экзегетические воззрения этих авторов обнаруживают столкновение двух традиций – александрийского и антиохийского богословия. Впервые прослеживается генезис влияния, благодаря которому христология прп. Исаака Сирина приобрела ярко выраженный александрийский характер.
Схиархимандрит Никодим (Демутье) – судьба монаха и гардемарина
20 февраля (7 февраля по старому стилю) 1864 года в Малоярославецком Николаевском монастыре скончался схиархимандрит Никодим (Демутье). В миру его звали Николаем Петровичем и происходил он из дворянского сословия. Отец будущего схиархимандрита был французом, мать — русской.
Созидание подлинной высокой духовной культуры. К 30-летию со дня кончины архимандрита Иннокентия (Просвирнина)
В 2024 году исполняется тридцать лет со дня кончины архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), церковного историка, археографа и публикатора.
Архимандрит Ксенофонт (Клюкин) – настоятель Оптиной пустыни. К дню тезоименитства архимандрита Ксенофонта (1846–1914)
Будущий настоятель Оптиной пустыни родился 26 января 1846 года в городе Ефремове Тульской губернии в семье купца 3-й гильдии Ивана Петровича Клюкинa.
Монашество как духовный институт Церкви. Из статьи митрополита Евлогия (Смирнова)
18 мая 1988 года первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был назначен архимандрит (впоследствии — митрополит) Евлогий (Смирнов), на плечи которого легла непростая задача по возрождению как внешней, так и внутренней жизни обители.
«Святой житель пустыни». К дню памяти преподобного Антония Великого
Преподобного Антония Великого († 356), которого в тропаре именуют святым «жителем пустыни», почитают как основателя монашества. Как повествует житие святого, под его влиянием египетская «пустыня превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного».
Монашеская добродетель послушания в духовном наследии Оптинских старцев Льва, Макария и Амвросия
Добродетель послушания является одной из центральных в монашеской жизни, одним из высочайших подвигов, который требует немалых усилий для достижения. Это наука из наук, духовная культура, которая хранится в сокровищнице монашеской традиции и святоотеческого предания.
Пасхальные послания. Преподобный Амвросий Оптинский
Христос Воскресе! — восклицает вся земля во время великого христианского праздника. Пасха — это время особой радости и торжества для каждого верующего сердца. Именно в канун этого праздника из Оптиной пустыни во все концы Российской земли отправляли тысячи посланий, составленные великим старцем Амвросием. В них содержались слова поздравления и утешения, мудрые советы и толкования пасхальных песнопений.
Протоколы допросов, покаяние падших и некоторые критерии канонизации святых новомучеников и исповедников
Иногда высказываются требования прекратить руководствоваться при канонизации подвижников материалами судебно-следственного производства. По мнению некоторых исследователей, архивно-следственные документы не являются достоверным историческим источником, поэтому верить содержанию документов, особенно протоколам допросов обвиняемых, не следует.
Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского
Важное значение Свято-Введенской Оптиной пустыни для отечественной культуры ярко проявилось в ее обширном, многожанровом и пока еще недостаточно изученном литературном наследии.
Учение преподобного Варсонофия Оптинского о монашестве
Монашество есть блаженство, — говорил преподобный Варсонофий, — выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство — на Небе в будущей жизни, но нижняя степень его уже на земле».
Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля
Гимнография является самостоятельным «литературным» жанром церковной письменности. Специфика этого жанра далеко выходит за рамки филологии, но включает в себя и такие церковные дисциплины, как риторику и гомилетику, догматику и патристику и, безусловно, поэтику, эстетику и музыку, хотя эти дисциплины и не являются чисто церковными науками.
Основные принципы построения поэтических текстов в церковной гимнографии
Гимнография — это живой и неумолкаемый голос Церкви, поэтический и богословский ее язык. Посредством гимнографии Церковь влагает в наши сердечные ушеса богооткровенные истины, непостижимые догматы, эту твердую пищу, она посредством поэтики, смягчает ее, делает сладкой и удобоваримой для нашего интеллекта.
Поучения преподобных оптинских старцев как руководство к нравственному совершенствованию христианина
Согласно учению Святой Православной Церкви, нравственное совершенствование христианина — необходимая и важная задача, от которой зависит наше спасение. Как говорит святитель Григорий Богослов: «Душа наша подобна кораблю, плывущему вверх по реке. И если он не будет подниматься вверх — то спускается вниз; на одном месте стоять не может».