Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние рож­да­ет­ся от ис­тин­но­го пос­лу­ша­ния и от­ло­же­ния са­мос­мыш­ле­ния, ког­да мы ни в чем не до­ве­ря­ем се­бе, но, во­лю свою и ра­зум от­се­кая, вве­ря­ем дру­гим, мо­гу­щим нас уп­ра­вить.

преп. Макарий

Не имея ни­ко­го окорм­ля­ю­ще­го или с кем бы ду­шу от­вес­ти,– па­че долж­но чи­тать кни­ги и окорм­ля­ти­ся ими с при­зы­ва­ни­ем Бо­жи­ей по­мо­щи.

преп. Макарий

Ос­мот­рим­ся со тща­ни­ем, не за­пу­ты­ва­ем ли мы се­бя са­мо­лю­би­ем и са­мос­мыш­ле­ни­ем, не нуж­но ли нам, по апос­тольс­ко­му за­ве­ща­нию, от­ло­жи­ти вся­ку гор­дость и с тер­пе­ни­ем те­щи на пред­ле­жа­щий нам под­виг (ср.: Евр. 12, 1).

преп. Лев

О промыслительности искушений

При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы мы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо!

О промыслительности искушенийСчитаю нужным напомнить вам, чтобы вы не страшились искушений, какие будет угодно Богу послать вам к познанию и ведению своей немощи и к смирению. Я помню, как вы говорили, что боитесь искушений, а без искушения и спасение не совершается: «всякому доброму делу или предыдет, или последует искушение», а без того и дело твердо быть не может. Я вам давал читать книжицу к новопоступившему монаху; вы там видели, что нужны искушения, и когда оные обыдут вас, то не смущайтесь, если и тысячу язв на день приимете; кто не имеет искушений, тот лишается и дарований духовных.

Всякому нужен огнь искушений к испытанию и научению в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обучению, а другому еще не пришло время.

Из писем прп. Макария Оптинского