Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­ша че­ло­ве­чес­кая в глу­би­не сво­ей та­ит мно­го доб­ра. На­доб­но его толь­ко отыс­кать.

преп. Лев

Как те­лу на­ше­му прик­лю­ча­ют­ся раз­лич­ные не­ду­ги, так и ду­ше. Есть сле­по­та те­лес­ная, и есть сле­по­та ду­шев­ная. Кро­ме се­го у не­ко­то­рых бы­ва­ет еще ка­кая-то тем­ная во­да в гла­зах, ко­то­ры­ми хо­тя и смот­рят, но ни­че­го не ви­дят. По­доб­но се­му бы­ва­ет тем­ная во­да и в ду­шев­ных очах, от ко­то­рой то­же не ви­дят ни­че­го.

преп. Антоний

Что­бы ис­пол­нять за­по­ве­ди Хрис­то­вы, на­до знать их. Они из­ло­же­ны в Еван­ге­лии. Чи­тай­те Свя­тое Еван­ге­лие, про­ник­ни­тесь ду­хом его, сде­лай­те его пра­ви­лом жиз­ни сво­ей, нас­толь­ной кни­гой. Во вся­ком пос­туп­ке и жиз­нен­ном воп­ро­се пос­ту­пай­те сог­лас­но с уче­ни­ем Еван­ге­лия. Это – един­ствен­ный свет жиз­ни на­шей.

преп. Никон

О красоте земной и небесной

Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит.

О красоте земной и небеснойХороша и наша северная природа… Но нынешний мир только слабое подобие мира, бывшего до грехопадения. Есть мир Горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился. Все равно, как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например, Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатление целого не получилось бы. Или картину, например, Рафаэля разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится.

Так и нынешний мир. Некоторые подвижники даже отвращали от него взоры. Известен один подвижник, который загородил иконой единственное окно своей кельи, а из него открывался восхитительный вид. Его спросили:

– Как это ты, отец, не хочешь даже взглянуть, а мы не могли налюбоваться и на небо, и на горы, и на Эгейское море и его острова.
– Отчего я закрываю окно, вам не понять, но созерцать красоты мира сего я не имею желания, – ответил подвижник.

Это оттого, что он созерцал красоту Горнего мира и не хотел отвлечь от него своего внимания. Действительно, кто познал высшее блаженство, тот нечувствителен к земным утешениям. Но для сего познания надо иметь высокую душу.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского