Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). По­э­то­му не ос­ла­бе­вай, не уны­вай, ес­ли встре­ча­ет­ся слу­чай стя­жать свою ду­шу. Стя­жать ду­шу свою – зна­чит дать ей то зна­че­ние и мес­то, ка­кое ей наз­на­че­но Бо­гом, т.е. быть царствен­ною, бо­го­по­доб­ною, пре­по­доб­ною, свя­тою. А от­пасть от се­го – зна­чит по­гу­бить свою ду­шу. Кая поль­за че­ло­ве­ку, аще и мир при­об­ря­щет, и от­ще­тит ду­шу свою (ср.: Мф. 16, 26). И по­то­му всег­да на пер­вом пла­не имей поль­зу ду­шев­ную свою о дру­гих, а по­том уже не­об­хо­ди­мое те­лес­ное, удоб­ства, спо­кой­ствие и, по­жа­луй, вре­ме­нем уте­ше­ние.

преп. Анатолий

Серд­це – не щеп­ка, и ду­ша че­ло­ве­чес­кая – вещь не де­ше­вая, она до­ро­же все­го ми­ра. Все со­кро­ви­ща зем­но­го ша­ра и вся все­лен­ная не сто­ят од­ной ду­ши хрис­ти­а­нс­кой.

преп. Анатолий

Ду­ша че­ло­ве­чес­кая в глу­би­не сво­ей та­ит мно­го доб­ра. На­доб­но его толь­ко отыс­кать.

преп. Лев

 Неисповедимы пути Господни, ведущие ко спасению

Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом, как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу душевную, приходит в преуспеяние: Господь ведет ко спасению! Дивная премудрость и благость Божия в попущениях Божиих человеку падать.

 

Всякое дело требует духовного отношения к себе, а не общечеловеческого. К великому прискорбию по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета – есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения всех заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается – считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть.

Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши.
Господи! Да будет воля Святая Твоя.

Из завещания прп. Никона Оптинского духовным детям