Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Соз­на­вай свою гре­хов­ность в гор­дос­ти и не­тер­пе­нии и сми­рись под креп­кую ру­ку Бо­жию, ни­ко­го не об­ви­няя, кро­ме се­бя, тог­да и уви­дишь по­мощь Бо­жию: как Бог те­бя ус­по­ко­ит и рас­по­ло­жит к те­бе серд­ца про­ти­вя­щих­ся те­бе.

прп. Макарий

От­че­го несть ми­ра в кос­тех на­ших, в ду­ше на­шей и в серд­це на­шем? От гре­хов на­ших! От­то­го, что нис­коль­ко не по­у­ча­ем­ся в сми­ре­нии, от­то­го, что лю­бим очень спо­рить и до­ка­зы­вать, что мы бо­лее дру­гих все зна­ем, от­то­го, что мы не ос­тав­ля­ем раз­го­во­ра с по­мыс­ла­ми сво­и­ми, ко­то­рые вмес­то па­ла­чей неп­рес­тан­но му­чат нас.

прп. Антоний

Будь­те мир­ны и здо­ро­вы, в ду­хов­ных бра­нех му­же­ст­вен­ны, а не ма­ло­душ­ны; креп­кое ору­жие на вра­га – са­мо­у­ко­ре­ние и сми­ре­ние, по­то­му оно и труд­но, что сок­ру­ша­ет всю его си­лу, и он то­му про­ти­вит­ся: ис­кус по­ка­жет поль­зу оно­го!

прп. Макарий

О внимательности в духовной жизни и хранении себя от зла

Св. Апостол всех предупреждает к хранению себя от соблазнов и вниманию к себе: "Если ты думаешь, что ты стоишь, то блюди себя, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Никто до самой смерти своей не застрахован от всевозможных падений душевных и телесных. Во всяком смирении нужно блюсти себя.

О внимательности в духовной жизни и хранении себя от злаЕсли каждое дело, слово и помышление кладет на нас печать, то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного. И еп. Игнатий, и святые отцы пишут, что очень часто, почти всегда, мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно после этого вредного дела: этот вред сказывается через некоторое время; получается плод от принятого в себя зла, который дает себя почувствовать различными своими проявлениями. Это может каждый видеть на себе, пожиная горький плод своих ошибок и увлечений; не видит и не чувствует этого только тот, кто вообще не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и сердечное состояние при свете Св. Евангелия и Писаний отеческих, иначе говоря, проводит рассеянную жизнь. Часто вредное дело не кажется вредным. Это обольщение вражие. Не следует доверять себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского Писания и уставом Церкви Православной и свв. отцов, а также советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего в духовной жизни могут дать назидание.

Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах, ни в малых и т.д. Навык имеет огромное значение и благой и злой. Навык влечет к себе человека. Откинув самосожаление и лукавство, с самоотвержением начнем исполнение заповедей Христовых и в больших и малых делах, с одной стороны, и борьбу с грехом также в больших и малых делах, с другой стороны.


Прп. Никон Оптинский. Завещание духовным детям