Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Из­ве­ст­но нам, от Пи­са­ния Свя­то­го, что соз­да­ны мы не для то­го, чтоб толь­ко есть вкус­но, да жить при­ят­но, и гу­лять и ве­се­лить­ся без па­мя­ти. Мы соз­да­ны есь­мы на де­ла бла­гая, и сред­ством ко­их в крат­кой сей жиз­ни стя­жа­ва­ем веч­ную бла­жен­ную жизнь, к ко­то­рой все бла­го­да­тию Бо­жи­ею приз­ва­ны. Так здеш­ний век наш есть вре­мя неп­рес­тан­ных дел те­лес­ных и ду­шев­ных, а бу­ду­щий век при­я­тие по де­лам.

преп. Моисей

Еже­ли внут­рен­ний че­ло­век не по­у­ча­ет­ся в за­ко­не Бо­жи­ем и не пи­та­ет­ся и не ук­реп­ля­ет­ся чте­ни­ем и мо­лит­вою, то по­беж­да­ет­ся от внеш­не­го, и им­же по­беж­ден бу­дет, то­му и ра­бо­та­ет. От се­го ви­дят­ся де­ла угод­ные тем, но про­тив­ные Бо­гу, ка­ко­вые суть: гор­дость, среб­ро­лю­бие, чре­во­объ­я­де­ние, со­вер­ше­ние вся­ко­го ро­да по­хо­тей, празд­нос­ло­вие, сме­хи, гу­лянье, пи­ян­ство, зло­ба, лу­ка­в­ство, ложь, за­висть, лень и про­чие. Вот пло­ды се­я­ния в плоть, и по­се­му плоть и кровь Царствия Бо­жия нас­ле­ди­ти не мо­гут.

преп. Моисей

Ког­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского

Посещайте монастыри, особенно в праздники; когда и меня не будет, не забывайте приезжать сюда, чтобы отдохнуть душой. А может быть, кого из вас Господь сподобит монашеского чина. Хотя монастырская жизнь полна скорбей и искушений, но она же несет с собой и великое утешение, о котором мир совсем не имеет ни малейшего понятия. Впрочем, как бы ни спасаться, только бы спастись и достигнуть Царствия Небесного, которого да сподобит нас всех Господь.

Из бесед прп. Варсонофия ОптинскогоМы все должны стремиться к Богу, Небу, к востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его — и так над всеми... С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога. Правда, "лицом к лицу" видят Его немногие, вроде Серафима Саровского, но хотя бы отображение Его видеть должны стремиться все без исключения. Если веруем во Христа и по силе стремимся исполнять его заповеди, то хотя бы в щелочку, а все же видим Его. Наше зрение, то есть способность видеть Христа, и зрение святых людей можно сравнить со способностью человека и орла смотреть на солнце. Орел высоко поднимается над землей, парит в небе и немигающими глазами смотрит на солнце, а человеческое зрение к этому не приспособлено, человек не может вынести всей полноты света, а орел может. Так и с Божественным Светом: те, у кого приспособлено к тому духовное зрение, будут Его видеть, а прочие — нет.

Пишет мне один мятущийся интеллигент: "Очень тяжело мне. Внешне все обстоит благополучно, и дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая, но беда в том, что душу свою мне открыть некому. Того, о чем я тоскую, не понимает жена, а дети теперь еще малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?".
Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме: "По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою" (Пс. 93, 19). "Возьмитесь за этот стих, — написал я ему, — и принимайтесь читать Псалтирь. Думаю, что Бог Вас утешит".
Проходит некоторое время, получаю письмо: "Послушал Вас, начал читать Псалтирь и ничего там не понимаю". Отвечаю: "Ты не понимаешь, но зато бесы понимают и бегут прочь. Читай пока, не понимая, а когда-нибудь понимать начнешь". Не знаю, что будет с ним дальше. И вам повторяю: читайте Псалтирь ежедневно, хотя бы понемногу, и Господь не оставит вас Своею милостью, будет всегда вам Помощником и Утешителем.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского