Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ко­го по­се­тит Гос­подь тяж­ким ис­пы­та­ни­ем, скор­бию, ли­ше­ни­ем воз­люб­лен­но­го из ближ­них, тот и не­воль­но по­мо­лит­ся всем серд­цем и всем по­мыш­ле­ни­ем сво­им, всем умом сво­им. След­ствен­но, ис­точ­ник мо­лит­вы у вся­ко­го есть, но от­вер­за­ет­ся он или пос­те­пен­ным уг­луб­ле­ни­ем в се­бя, по уче­нию от­цев, или мгно­вен­но Бо­жи­им свер­лом.

преп. Лев

Хо­ро­шо мо­лить­ся пе­ред рас­пя­ти­ем, вспо­ми­ная стра­да­ния Спа­си­те­ля: зап­ле­ва­ния, за­у­ше­ния, на­ру­га­ния, би­е­ния, при этом сми­ря­ет­ся дух.

преп. Амвросий

Мо­лись про се­бя, ища од­ной толь­ко ми­лос­ти и во­ли Бо­жи­ей, в церк­ви ли бы­ва­ешь, вне ли церк­ви, идешь ли, си­дишь ли, ле­жишь ли, мо­лись: Гос­по­ди, по­ми­луй, яко­же ве­си, яко­же во­ли­ши.

преп. Амвросий

Любовь к Богу заключается в любви к ближним

Что же мы воздаем Господу о всех, яже воздал и воздает нам? Не должны ли возлюбить Его всею душою нашею, всем сердцем и всем помышлением нашим и ближнего нашего как самих себя? А любовь-то к Богу и заключается в любви к ближним (1 Ин. 4, 20). Но мы видим велие оскудение оной в себе; и какой дадим ответ о сем? Надобно позаботиться о сем, понудить себя, ибо нуждницы восхищают Царство Небесное (Мф. 11, 12); кольми паче, не имея других приличествующих званию нашему добродетелей, должны понудить себя к любви к ближнему, и не к тем токмо, кои нас любят и уважают и делают нам угодное, ибо и язычницы такожде творят (Мф. 5, 47), но к тем паче, кои нам противное творят, нудить себя на любовь.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнимТебя не любят, — ты люби их; то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу. Где сребролюбие имеет власть над нами, там всякую копейку считаем, чтобы не перешла лишняя; а где самолюбие и гордость, там не хотим ничем быть обязанным друг другу по части интереса; может ли быть тут сохранена дружба? Страсть, все страсть; не та, так другая, а они плохие посредницы в дружбе. Старец Василий в общежитии слово "твое и мое" называет пекул <опека> лукавого; оно не принесет благих плодов любви и мира. Ежели бы твое или ее что и перешло, то для чего иметь о сем расчет? Не только пять, десять, но даже хотя бы и сто рублей перешло чьих, не советую считаться, и не думать, что я одолжаю или не хочу одолжаться; все это разрушает любовь. Любовь дороже всех сокровищ в свете. Советую и прошу вас обеих не считаться и не смущаться, когда что-нибудь перейдет; ваше ли оно? И чем вы заслужили это? Все Божие даяние, и мы Божии.

Потщимся паче всего возлюбить ближнего, ибо в его любви и любовь к Богу заключается...

Из писем прп. Макария Оптинского