Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы не долж­ны при­пи­сы­вать мо­лит­ве сво­ей чу­до­дей­ствен­ную си­лу, не долж­ны ду­мать, что про­си­мое на­ми всег­да Гос­по­дом ис­пол­нит­ся. Это мне­ние ис­хо­дит от гор­дос­ти и ве­дет в пре­лесть.

преп. Иларион

Во вся­кое вре­мя, что бы вы ни де­ла­ли: си­ди­те ли, иде­те ли, ра­бо­та­е­те ли, чи­тай­те с серд­цем: „Гос­по­ди, по­ми­луй!"

преп. Нектарий

Мо­лись, что­бы Гос­подь во­ца­рил­ся в серд­це тво­ем, тог­да пре­ис­пол­нит­ся оно ве­ли­ким ли­ко­ва­ни­ем и ра­достью, и ни­ка­кая пе­чаль не в си­лах бу­дет пот­ре­во­жить его.

преп. Нектарий

Дева днесь Пресущественного раждает

Поздравляю вас со всерадостным праздником Рождества Христова. В этот праздник часто повторяется знаменательная церковная песнь: "Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог".

Все мы многократно слышим эту церковную песнь, но все ли хорошо понимаем великий смысл и значение оной?

Дева днесь Пресущественного раждает"Дева днесь Пресущественнаго раждает". Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Матерью Пресущественнаго Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: пять же бе от них мудры и пять юродивы (Мф. 25: 2), то есть девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями — сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием, как объясняют преподобные Симеон Новый Богослов и Марк Подвижник. Поэтому Господь и упрекает таковых в Евангелии: Аминь глаголю вам, яко мытари и любодейцы, кающиеся, варяют вы в Царствии Божии (Мф. 21: 31); мнящиеся же быти сынове... царствия изгнани будут во тму кромешнюю (Мф. 8: 12).

"И земля вертеп Неприступному приносит". Слова эти показывают, во-первых, как бедно приношение человеческое Богу; во-вторых, что для Смирившагося волею до рабияго зрака приятнее жилища и помещения простые и смиренные и, напротив, неугодны и неприятны Ему здания роскошные, воздвигаемые человеческим тщеславием.

"Ангели с пастырьми славословят". За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни, которую святой Иоанн Златоуст по суровости и лишениям уподобляет житию Предтечи. Ели они только один хлеб; и пили из источников воду, где приходилось. А сказано в псалмах: От потока на пути пиет, сего ради вознесет главу (Пс. 109: 7). Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле. Сказано еще в Евангелии о пастырях, что они беху... бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем (Лк. 2: 8). В полунощи пастыри бдели, и когда родился Христос, явились им Ангелы и пред ними в воздушном пространстве славословили Господа: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2: 14). Не могли же Ангелы славословить Господа перед спящими и сонливыми!

"Волсви же со звездою путешествуют". Волхвы, то есть восточные мудрецы, занимавшиеся астрономией, когда увидели необыкновенную звезду, то пришли во Иерусалим поклониться рождшемуся Христу, так как слышали от учителя своего Валаама пророчество, что возсияет звезда от Иакова (Числ. 24: 17). Вот и мудрецы, только мудрецы древние, рассматривая звезды небесные, познавали Бога, по сказанному: Небеса поведают славу Божию (Пс. 18: 1); а мудрецы настоящего времени, рассматривая и исследуя видимый мир, большей частью делаются безбожниками.

"Нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог". Думаю, что слова эти для всех ясны и понятны.
Старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь. Тогда, несомненно, получите великую милость Божию, по неизреченному человеколюбию и милосердию нас ради Вочеловечшагося Сына Божия.

Из писем прп. Амвросия Оптинского