Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Борь­ба с страсть­ми не­об­хо­ди­ма: ибо ть­ма и мгла страс­тей пом­ра­ча­ет ду­шев­ные на­ши очи, да­бы не ви­деть Солн­ца Прав­ды, Ии­су­са.

прп. Макарий

Под­ви­зай­тесь про­тив страс­тей. Брань не от­дыш­на, ужас­на и сви­ре­па с ни­ми и с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми. Сми­ре­ние же их по­беж­да­ет.

прп. Макарий

Без борь­бы не­воз­мож­но обой­ти­ся, в ко­то­рой иног­да по­беж­да­ем, а иног­да и по­беж­да­ем­ся. Что не сос­то­ит в на­шей во­ле, ос­тавь­те ид­ти так, как идет, хо­теть удер­жать или пос­та­вить на сво­ем бо­лее толь­ко се­бе вре­да при­чи­нить мож­но и к бо­лез­ни бо­лезнь при­ло­жить.

прп. Лев

Привязанность к миру не позволяет видеть духовную пользу скорбей

Смирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому или большому, надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека. 

Привязанность к миру не позволяет видеть духовную пользу скорбейЕсли так губительно тщеславие и самолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и бесчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению.

Между тем замечается, самомалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной, мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу, он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя ко всякому смирению. Сказано: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114, 5).

Из бесед прп. Никона Оптинского