Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Жизнь, про­хо­ди­мая с не­у­ко­риз­нен­ною со­вес­тию и со сми­ре­ни­ем, дос­тав­ля­ет мир, спо­кой­ствие и ис­тин­ное счас­тие. А бо­га­т­ство, честь, сла­ва и вы­со­кое дос­то­и­н­ство не­ред­ко бы­ва­ют при­чи­ною мно­гих гре­хов, и не­на­деж­но это счас­тие.

преп. Макарий

Под та­лан­том на­до под­ра­зу­ме­вать не толь­ко бо­га­т­ство, уче­ность, знат­ность. Та­лан­ты – это бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для спа­се­ния ду­ши. Каж­до­му из нас да­ны та­лан­ты. Бед­ность, бо­лез­ни, раз­лич­но­го ро­да скор­би – это все та­лан­ты. Ес­ли че­ло­век дан­ный ему та­лант упот­реб­ля­ет ду­хов­но, для спа­се­ния сво­ей ду­ши,– они при­но­сят плод.

преп. Никон

Пре­тер­пе­вый до кон­ца спа­сет­ся! Тер­пя­щие, ска­за­но, ок­ры­ла­те­ют, воз­не­сут­ся, яко ор­лы. Свя­тая пра­вед­ная Ан­на, го­во­рит Еван­ге­лие, тер­пе­ла, про­си­дя в до­му Бо­жи­ем до глу­бо­кой ста­рос­ти. Ста­рай­ся и ты под­ра­жать ей.

преп. Анатолий

Оптинское настроение

Узнав и сердцем, и душою такой великий оазис для умиротворения души, как Оптина Пустынь, обидно становится за то, что ищущие душой именно такой уголок, именно такое отдохновение, такой покой, своей горделивой волей отталкивают его, отходят от него.
И жаль становится людей нашего времени, что они от добра, от истинного добра, ищут суррогата добра, и вместо здорового лекарства для души отравляют себя искусственным наркозом шумных курортов, после которых остается тяжелый осадок на сердце, неудовлетворенность и в одном и том же положении, как и раньше, больное тело.

А как бы я горячо желал, чтобы те, <…> которые бескорыстно ищут правды, ищут высокого, духовного, таинственного, недосягаемого, пришли, хотя бы ради любопытства сюда, в Оптину, в это Божье место, откуда протягивается великая, незримая лестница к престолу Царя всех царей… У ступени которой, когда-то заставлявший плакать сквозь смех над уродливыми явлениями жизни, первый русский сатирик возродился духом и написал бессмертное «Размышление о Божественной Литургии», в котором сказал все, чем в короткий промежуток времени успела наполнить его душу Святая Оптина Пустынь.

О, как много они увидели бы они правды!

Оптинское настроениеО, как много они увидели бы выше, лучше, чище, достойнее, истиннее того, что напрасно и бесплодно ищут и не находят они теперь <…> вдали от Первоисточника всего чудесного, Господа нашего Иисуса Христа; от чудесного вместилища духовных сил святой апостольской Церкви; и от той науки, свет которой просвещает всех, которая выше всех знаний в мире, которая никогда не умрет, переживя весь мир, и носители которой будут иметь вечную жизнь…

Вот что являет собою, не только в одних моих глазах, а в глазах сотен тысяч людей, Оптина Пустынь!

Когда я последний раз был в Оптиной Пустыни, при мне выезжал оттуда только что обратившийся ко Господу, бывший раньше большим невером и отрицателем, молодой инженер В.А.В., и одна из провожавших его благочестивых паломниц Оптиной Пустыни выразила ему чудное пожелание: «Желаю Вам как можно дольше сохранить Оптинское настроение!..»

Лучшего пожелания я не мог бы придумать ни одному человеку, посетившему Оптину – навсегда сохранить Оптинское настроение…

В.П.Быков, 1913 год