Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­дыс­ки­ва­ние оп­рав­да­ний се­бе не мо­жет ус­по­ко­ить со­вес­ти, оно толь­ко боль­ше расстра­и­ва­ет че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Не­ко­го ви­нить: зло­ба внут­ри нас.

преп. Никон

Мы не мо­жем ина­че поз­нать се­бя, как в со­об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, при­ни­мая от них уко­риз­ны и до­са­ды, яко вра­че­в­ство сво­им ду­шев­ным яз­вам, и уко­ряя се­бя за не­тер­пе­ние, а не их, но, нап­ро­тив, бла­го­да­рить их, что чрез них поз­на­ли свою ду­шев­ную не­мощь, смот­ре­ни­ем Бо­жи­им. Имея же спо­кой­ствие, бла­го­да­тию Бо­жи­ею, опа­сай­тесь ув­ле­кать­ся мне­ни­ем о се­бе, да не па­ки тож­де пост­раж­де­те: вра­ги не дрем­лют, они бо­ят­ся толь­ко сми­ре­ния.

преп. Макарий

О спасении в богатстве

Подлинно, трудно спастись среди изобилия, или яснее, в богатстве; однако же, «от Бога вся возможна». А поелику богатство есть вещь сама по себе ни добрая, ни злая – средняя, то, следовательно, ничто не возбраняет богатому хранить умеренность в отношении нужд в жизни, никто не препятствует ему посильно трудиться, милосердствовать и пребывать в глубоком унижении духа. Богоугодна мысль, что достаточный превосходит бедного одним своим имением; в порядке же вещей он тот же прах и пепел, нисколько не далек по законам естества от каждого смертного, не менее подлежит видимой и непредвидимой превратности земнородных, как и самый нищий, – от него не отнято: «Смиряй себя вознесется».

О спасении в богатствеТакая мысль хранит спокойствие чувств и духа, она есть благодетельница внутреннего христианина во всяком роде жизни; она есть хранительница непоколебимости ума во всяком случае, как бы мудрый всадник, управляя стремлениями страстей, ограничивает оные от непрестанных движений и колесницу тела нашего, возимую иногда свирепыми (и тщетными) склонностями, благополучно управляет к чаемой цели, или и самую душу к Отечеству Небесному. Так убо имейте смирение и, уповая на Бога, будьте великодушны. Сколько можно старайтесь о добродетели, о сердечной преданности себя судьбам Всемогущего, соединяя оную с молитвою. Удовольствиями не увлекайтесь и в горестях не унывайте.

Итак, ни богатство не обвиняйте, ибо судьбы Всевышнего привели вас в жизнь такого семейства; и о том равно не беспокойтесь, что оно не в полной нашей воле, но храните умеренность. Любите труд посильный, милостыню, непосредственную преданность к Богу, возможную молитву, и одно изящнейшее – святое смирение, за коим да управит в прочем Господь вас и утешит сердце ваше, по мере смирения, утешением благодатным.

Из писем прп. Льва Оптинского