Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ежед­нев­но пе­ред сном на­до вспом­нить гре­хи, со­де­лан­ные за день, и по­ка­ять­ся в них пред Гос­по­дом.

преп. Никон

Толь­ко у Гос­по­да и в Гос­по­де ты мо­жешь най­ти се­бе мир ду­шев­ный. Твоя ис­тер­зан­ная ду­ша толь­ко в Гос­по­де, в по­ка­я­нии и исп­рав­ле­нии жиз­ни мо­жет най­ти се­бе от­ра­ду. Грех ядом сво­им уби­ва­ет ду­шу че­ло­ве­ка. Воск­ре­са­ет ду­ша от жи­ви­тель­но­го действия по­ка­я­ния.

преп. Никон

Всеб­ла­гий Гос­подь ни­че­го от нас не тре­бу­ет, как толь­ко од­но­го иск­рен­не­го по­ка­я­ния, и чрез оное вво­дит по­ка­яв­ших­ся в Царствие Свое Не­бес­ное и веч­ное, по ска­зан­но­му в Еван­ге­лии: по­кай­те­ся, приб­ли­жи­бо­ся Царствие Не­бес­ное (Мф. 3, 2).

преп. Амвросий

Епископ Нектарий (Концевич)
– хранитель оптинских традиций Статья вторая

Епископ Нектарий (Концевич)

Перед своей кончиной старец Нектарий передал Олега Михайловича Концевича для духовного руководства о. Адриану Рымаренко (впоследствии архиепископу Рокландскому Андрею), который был при кончине преподобного Нектария.

Отец Адриан вспоминал, что старец Нектарий подарил ему в день ангела в 1925 году листок «Правила благочестивой жизни», составленный архиепископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским), добавив при этом:
– Это тебе мой именинный дар.

После кончины духовника, эти «Правила», по словам о. Адриана, стали для него «живым старцем», то есть содержали ответы практически на все вопросы духовной жизни.

В этой же традиции о. Адриан воспитывал и Олега Михайловича после кончины их общего духовника преподобного Нектария Оптинского: «Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тех пор ты не найдешь душевного мира, пока не успокоишься в Едином Боге, любя Его Единого. Всегда и во всем поминай Господа Бога и святую любовь Его к нам грешным. Во всем старайся исполнять волю Божию и угождать только Единому Богу. Не делай ничего против заповедей Божиих, не домогайся и не ищи ничего кроме Бога, делая и терпя все для Бога. Не заботься о том, чтобы уважали и любили тебя люди века сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу, и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Если же хочешь непрестанно помнить о Боге, то скорби и несчастия переноси как справедливо тебя постигающие. Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не почитай маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном. Во время памятования о Боге умножай молитвы твои, чтобы Господь помянул тебя тогда, когда забудешь о Нем. Во всем да будет твоим учителем Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай себя самого чаще: что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос? Приучись во всем, что ни видишь, представлять что-нибудь доброе. Будь кроток, тих, смирен, молчи и терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, которого ты не можешь понести; Он Сам поможет тебе нести крест. Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять как можно лучше Его святейшие заповеди, хотя бы они казались тебе весьма трудными. Исполнил какую-нибудь заповедь Божию, ожидай искушения, ибо любовь к Христу испытывается через преодоление препятствий. И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо нетрудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет. Уединяйся по примеру Иисуса Христа, Который, удаляясь от прочих людей, молился Отцу Небесному. Во время тяготы душевной, или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям не оставляй дел благочестия, – так Господь Иисус Христос трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти. Делай все во имя Иисуса, и таким образом всякое дело твое будет делом благочестия».

Олег Михайлович по молитвам духовника посвятил свою жизнь служению Церкви. Сохранились воспоминания, что он прислуживать за службой, совершаемой патриархом Тихоном. В 1935 году Олег Михайлович был келейно посвящен во чтеца епископом Таганрогским Иосифом (Черновым), который в те годы жил очень уединенно.

В 1943 году протоиерей о. Адриан Рымаренко эвакуировался из Киева с группой близких ему духовных чад, среди которых был и Олег Михайлович Концевич. Отец Адриан был назначен настоятелем Свято-Воскресенского кафедрального собора Русской Православной Церкви Заграницей в Берлине, куда приходили молиться русские беженцы и эмигранты. Олег Михайлович был назначен иподиаконом того же собора.

После Второй мировой войны они оказались в Вендлингене близ города Штутгарт, где создали православную общину, основав мастерские, что стало поддержкой для многих эмигрантов.

В 1949 году протоиерей Адриан переехал в США с поручением от Архиерейского Синода РПЦЗ устроить женский монастырь Новое Дивеево. И Олег Михайлович вновь последовал за своим духовником.

11/24 октября 1953 года в Новой Коренной Пустыни (Магопак, штат Нью-Йорк) епископ Серафим постриг Олега Михайловича в монашество с именем Нектарий. Спустя годы, когда состоялась канонизация оптинских старцев, стало понятно, что дата пострига была выбрана неслучайно. 10/23 октября Церковь вспоминает память преподобного Амвросия Оптинского, а на следующий день – собор преподобных оптинских старцев.

Впоследствии Владыка Нектарий вспоминал о том, с каким благоговением он ожидал пострига, понимая, что исполняет волю Божию, о которой ему говорил преподобный Нектарий Оптинский: «После тяжелого опыта Второй мировой войны Господь привел меня в эту Богохранимую страну (США), и здесь настало время для исполнения слов старца. Я был призван к монашескому пути и к служению Церкви Митрополитом Анастасием, который сказал: “Бойся быть нерадивым к призыву Божию”. Эти слова я принял как голос Божий, и я принял постриг и так исполнил завещание старца».

От пострига монах Нектарий (Концевич) был передан архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Тихону (Троицкому), который окормлялся у старца Гавриила Псковского, который в свою очередь был учеником преподобного старца Амвросия Оптинского.

На следующий день после пострига монах Нектарий был посвящен в сан иеродиакона, а через неделю рукоположен в сан иеромонаха. В 1853 году проходил служение в Сан-Франциско. 17 сентября 1959 года возведен в сан игумена.

Духовный сын Владыки Нектария вспоминал, что Владыка много занимался с молодежью: «Невольно вспоминается время, когда, будучи еще иеромонахом, а потом игуменом, о. Нектарий ездил с нами в лагеря и проводил с нами лето, поучая нас и давая нам духовные наставления. Беседовал он как большими группами на занятиях и кострах, так и с каждым в отдельности. Тропа к его палатке была хорошо протоптана, ибо по ней проходили духовно голодные ребята, чтобы поговорить со своим батюшкой на волнующие их темы».

11 марта 1962 года он хиротонисан во епископа Сиэтлийского, викария Западно-Американской епархии.

Незримым образом Владыка Нектарий сохранит в течение своей жизни тот особый оптинский дух любви и пастырского попечения о своих духовных чадах, которым славились оптинские старцы. «Святой монастырь Оптина, вспоминал епископ Нектарий, – в моей душе – особенно сильное впечатление в мои ранние годы. Любой человек, который посещал этот святой монастырь, ощущал обоняние духовного благоухания той благодати, которой Оптина была наполнена: дух древних пустынников царил там, принесенный учениками Паисия (Величковского). Все там поражало меня, вызывало уважение и благоговение и оставило неискоренимый след в моей душе навсегда».

Епископ Нектарий пытался и в далекой Америке возродить оптинскую монашескую традицию, в чем его поддерживал и правящий архиерей – ныне прославленный в лике святителей Иоанн (Максимович).

Владыка Нектарий и о. Серафим (Роуз)

Духовным чадом епископа Нектария стал известный подвижник иеромонах Серафим (Роуз), один из основателей мужского монастыря в честь святого Германа Аляскинского близ местечка Платина в Калифорнии. Иеромонах Серафим говорил о епископе Нектарии: «…это наша последняя живая связь с Оптиной, это носитель благодати и наследия Святой Руси».

Будучи лично знаком со многими исповедниками и мучениками за святую веру, Владыка Нектарий особо почитал новомучеников и исповедников Российских и ревностно радел об их церковном прославлении. Своему духовному сыну о. Андрею Папкову Владыка говорил: «Представь себе, что когда мы молитвенно взываем: “Святии новомученицы российстии, молите Бога о нас”, – они все, обратясь к Престолу Божию, воскликнут: “Господи, помилуй!” – и Господь по их молитвам помилует Русскую Землю».

Удивительным образом эти слова перекликались с заветом старца Нектария, который он дал монахине Нектарии, родной матери Владыки: «Как ты скажешь: “Вси святии, молите Бога о мне”, – так все святые скажет на небе: “Господи, помилуй”, – и будет тебе приобретение».

В докладе «Мистическое значение Российских мучеников» (1981) Владыка Нектарий говорил о новомучениках, что «претерпев мучения, они являются победителями зла, имеют дерзновение у Господа молиться о нас и пополняют число Угодников Божиих. Поэтому, кажущаяся победа мучителей, умерщвляющих свои жертвы – является поражением этих же мучителей. Особенно важно отметить мученическую кончину нашего Государя Императора Николая Александровича и его семьи. Он был последним монархом, помазанным святым миром на Царство. Государь – помазанник Божий. Это таинство совершается Церковью во время коронации и Помазанник Божий входит Царскими Вратами в алтарь к престолу и причащается Святых Тайн, как священнослужитель – отдельно Тела и Крови Христовых. Этим Святая Церковь подчеркивает великое духовное значение подвига царского служения, приравнивая его к священнослужению. Итак, государь – помазанник Божий. Священное Лицо, носитель особой силы благодати Духа Святого. Эта божественная сила, действующая через Помазанника Божия, удерживала распространение зла «тайны беззакония».

Молившийся всегда всем святым новомученикам Российским, Владыка Нектарий почил в день памяти собора новомучеников и исповедников Российских в 1983 году.

Игумен Герман (Подмошенский) вспоминал о Владыке: «Яркий представитель Святой Руси, епископ Нектарий (Концевич) сумел сберечь и распространить вокруг себя, как благоухающий ладан, дух великой оптинской монашеской традиции. И сделал он это на другой стороне земного шара, в современной Америке, в последовании пятидесяти лет по уничтожении его обители – Оптиной Пустыни. Этот живой свидетель был воистину отцом по праву, отцом русской православной монашеской традиции, он был духовным отцом множества чад».

Статья первая