Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В бра­нях про­тив­ляй­ся со сми­ре­ни­ем, как пи­са­но и по­ка­за­но нам от отец, и аще слу­чит­ся пас­ти, па­ки возс­та­вай и знай, что за гор­дость ис­ку­ша­ешь­ся оны­ми. Бе­жи к са­мо­у­ко­ре­нию и сми­ре­нию, а не из кельи. Дон­де­же не сот­рет­ся мо­нах раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми и скорбь­ми, не мо­жет поз­нать сво­ей не­мо­щи и сми­рить­ся.

преп. Макарий

Ду­хов­ная жизнь не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы нас­лаж­дать­ся ми­ром и уте­ше­ни­ем, но и крест ду­хов­ный, то есть отъ­я­тие уте­ше­ний, нес­ти бла­го­душ­но.

преп. Макарий

Кто скло­нен бо­лее ко внут­рен­ней жиз­ни, то­му пре­и­му­ще­ст­вен­но сле­ду­ет за­бо­тить­ся бо­лее все­го о том, что­бы всех и все ос­тав­лять на суд Бо­жий, а осо­бен­но ос­те­ре­гать­ся дво­е­ду­шия, что­бы не сбы­лось на нас сло­во свя­то­го апос­то­ла Иа­ко­ва, бра­та Бо­жия, что муж, или че­ло­век, дво­е­душ­ный не уст­ро­ен во всех пу­тех сво­их (Иак. 1, 8).

преп. Амвросий

«Хочу быть святым» к дню памяти преподобного Варсонофия Оптинского

Прп. Варсонофий Оптинский

Из жития преподобного Варсонофия Оптинского известно, что еще будучи ребенком, он захотел последовать святым, послужившим Христу в подвигах веры и молитвы. Но настоящим воином Христовым стал спустя многие годы. Уже убеленный сединами, он приехал в Оптину Пустынь, чтобы пройти послушнический искус и впоследствии стать знаменитым старцем и духовником, преемником старческой традиции знаменитой обители.

Как вспоминал старец Варсонофий, «отец обыкновенно по праздникам до обеда читал вслух житие какого-нибудь святого. Помню, мне не было и семи лет, но я с увлечением слушал отца. Запущу. Бывало, ручонки в русые кудри и боюсь слово проронить из того, что читает отец.
– Папаша, – говорю я ему, – я хочу быть святым. Только вот идти в печь или котел с оловом больно!
– Можно сделаться святым и иначе.
– Как?
– Некогда мне с тобой разговаривать.., – отвечает отец и продолжает чтение.

Помню, как загоралась душа моя от этого чтения. Был я тогда еще маленьким, и душа была чиста. Чтение имело большое значение для моей последующей жизни».

Еще в детстве будущий старец был научен и молитве. Отец Варсонофий рассказывал, как отец учил его молиться:
– Возьмет, бывало, меня, поставит рядом с собой и велит прочесть «Богородицу», «Царю Небесный» и еще что-либо. Учил меня читать 90-й псалом, и я его тогда выучил наизусть за один день.

Впоследствии старец Варсонофий вспоминал еще один поучительный случай из своего детства. В родительском доме была картина: «Стоит Петр Великий, а перед ним на коленях молодой человек. Около которого стоит его отец, приговоренный к ссылке в Сибирь за какие-то преступления. Этот молодой человек просит Петра I освободить его отца, ибо он стар, не сможет перенести тяжких трудов, кроме того, в нем нуждается семья.
–Лучше сошли меня в Сибирь вместо отца, ибо я молод, силен и свободен, – говорит юноша.

Петр Великий прослезился и сказал:
– Освобождаю этого отца за то, что у него есть такой сын!

Так мне рассказывал про эту картину мой отец и учил меня молиться за него».

Уроки христианской жизни, усвоенные еще в детские годы, остаются на всю жизнь, служат опорой и основанием во всех невзгодах и жизненных испытаниях, предают человеку крепость для шествия по пути христианских добродетелей.

Старец Варсонофий сравнивал путь духовной жизни с путем ученика, который, переходя из класса в класс, усваивает все более сложные уроки и потом поступает в высшую школу: «Начинающий Иисусову молитву подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и надевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, может быть, и в университет пойдет. Но вот проходят искушения первого же урока, например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит:
– Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, глядишь, вызовут. Лучше скажись больным да посиди дома.

Если же у ученика есть состоятельные родственники, то тут искушений еще больше, тот же соблазняющий голос говорит:
– У тебя дедушка и дядюшка богатые, чего тебе учиться, у них погости.

Слушает эти речи гимназист, перестает учиться, теряет зря время, а через несколько лет вырастает никуда не годный балбес. Время ушло, какое тут учение – и исключают его из гимназии.

Так и с молитвой может случиться. Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления, но все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело».