Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ста­рай­ся, да­бы со внеш­ним сми­рен­но­оде­я­ни­ем сог­ла­со­вать и внут­рен­нее сми­ре­ние. Счи­тай се­бя худ­шею и пос­лед­ней­шею всех, не ус­та­ми ток­мо го­во­ря, но в серд­це мысль вод­ру­жая; оно дос­та­вит те­бе спо­кой­ствие.

преп. Макарий

Не­об­хо­ди­мо, что­бы вся­кое де­ла­ние раст­во­ре­но бы­ло сми­ре­ни­ем: мо­лишь­ся ли, пос­тишь­ся ли, укло­ня­ешь­ся ли от све­та или ис­пол­ня­ешь пос­лу­ша­ние – все де­лай ра­ди Бо­га и не ду­май, что де­ла­ешь хо­ро­шо.

преп. Макарий

Ос­но­ва­ние мо­на­шес­кой жиз­ни – сми­ре­ние. Есть сми­ре­ние – все есть, а нет сми­ре­ния – ни­че­го нет. Мож­но да­же без вся­ких дел од­ним сми­ре­ни­ем спас­тись.

преп. Варсонофий

Язык есть исповедь народа

Замечательные слова о роли языка в формировании национального самосознания народа принадлежат поэту Петру Андреевичу Вяземскому:

Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

Язык – это не только средство общения, это отражение нашего сокровенного внутреннего мира, который связывает нас с предками и который передает невидимые импульсы потомкам. В то же время, по слову апостола, очень часто наш язык «это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие» (Иак. 3, 8-10).

Преп. Антоний Оптинский

У людей Богобоязненных и Боголюбивых язык является, по словам преподобного Антония Оптинского, «тростью Святого Духа», он отражает внутреннюю цельность и достоинство человека как созданного по образу и подобию Божию, слова благоразумного человека не разоряют и оскорбляют, а созидают и облагораживают как самого человека, так и его слушателей: «У иных людей язык бывает тростью Святого Духа, т.е. назидательным и утешительным, а у других – язык произносит слова диавольские, раздражительные, до болезни расстраивающие слушающих. <…> нет нам иного средства к ограждению себя, кроме одной молитвы ко Господу».

Доктор филологических наук Татьяна Леонидовна Миронова, посвятившая много исследований истории русского языка и внутренней его связи с культурой народа, отмечала: «Русский язык – это русский народ. Язык – это наша картина мира, ведь все записано в языке: все наши мысли, наше поведение, то, как мы себя ведем в самые тяжелые или прекрасные минуты жизни, все есть в языке. И мы эти образы и слова понимаем одинаково. Поэтому-то мы и народ, что у нас одна картина мира языковая, один и тот же архетип поведения».

Слово имеет большую власть, им можно убить человека, а можно, напротив, воскресить человека, помочь ему в деле спасения и исправления.

Преп. Амвросий Оптинский

Говоря об ответственности человека за каждое пустое и бранное слово, преподобный Амвросий Оптинский напоминает евангельские слова: "Твоими устами буду судить тебя" (Лк. 19, 22): «Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению, начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: Твоими устами буду судить тебя, то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно».

Преподобный Антоний Оптинский поучал свое чадо словами Псалмопевца: «Скажу вам словами святого Давида: Чадо, если хочешь видеть дни свои благими, то удерживай язычек свой (см. Пс. 33, 13-14), – т.е. ничего не говори дерзновенно…»

Нехранение языка, празднословие и пустословие свидетельствует о внутренней несобранности, о разорении духовной жизни, обнажая многие внутренние проблемы человека. Если внимательно проанализировать свои поступки, то можно заметить, что практически каждый день мы грешим словом. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла – хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее, и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется».

Очень часто свои поучения о необходимости хранения языка оптинские старцы облекали в форму пословиц, для лучшего запоминания: «Помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разговоре. А то подует ветер с противной стороны, и ты потужишь, да не воротишь» (преподобный Анатолий Оптинский); «Больше смиряйся и не будь дерзка на язык, особенно старшим не груби, а то это нехорошо. Перед всеми смиряйся и приучайся молчать и слушаться. Укорение и досаду терпи, потому что за грехи Бог посылает это для очищения грехов (преподобный Иосиф Оптинский); «Если и смущаешься, то удержи язык и побеждай молчанием (преподобный Иосиф Оптинский).

Слово – это дар Божий, это отпечаток и образ нашего духа и духа всего народа, это своеобразный барометр нашей духовной жизни. Прислушаемся к словам апостола, который писал: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).