Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­ко­то­рые гре­ху осуж­де­ния под­вер­га­ют­ся от при­выч­ки, иные от па­мя­тоз­ло­бия, дру­гие от за­вис­ти и не­на­вис­ти, а боль­шею час­тию под­вер­га­ем­ся мы гре­ху се­му от са­мом­не­ния и воз­но­ше­ния; нес­мот­ря на ве­ли­кую свою не­исп­ра­ви­мость и гре­хов­ность, нам все-та­ки ка­жет­ся, что мы луч­ше мно­гих. Ес­ли же­ла­ем исп­ра­вить­ся от гре­ха осуж­де­ния, то долж­ны вся­чес­ки по­нуж­дать се­бя к сми­ре­нию пред Бо­гом и людь­ми и про­сить в этом по­мо­щи Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

Со все­ми людь­ми, встре­ча­ю­щи­ми­ся на жиз­нен­ном пу­ти, пос­ту­пай так, как те­бе хо­те­лось бы, что­бы с то­бой пос­ту­па­ли.

преп. Никон

Без тер­пе­ния и снис­хож­де­ния к ближ­ним жить не­воз­мож­но.

преп. Никон

Господь дает молитву молящемуся

Прп. Макарий Оптинский

«Когда становимся на молитве, тогда враги ополчаются против нас, влагая разные помыслы и представляя неподобные мечты, стараясь отторгнуть от молитвы или ввергнуть в уныние. Но мы должны иметь благое произволение о приношении молитвы и стараться о собирании бродящих мыслей наших в словеса молитвы. Но при нашествии оных не смущаться, а познавая свою немощь, каяться пред Господом. Смущение за нашествие помыслов показывает малодушие наше, происходящее от гордости: мы хотим видеть себя чистыми пред Богом, по примеру фарисея, а не грешными как мытарь. От того-то нам и не дается чистота молитвы, что мы возмним о себе нечто высоко: А еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом (Лк. 16, 15). Так лучше при недостатках наших смириться и каяться, нежели смущаться; а при исправлении не высокомудрствовать.

Когда ж вы не можете так, как должно молиться или приуготовить себя к оной, то неужели надобно совсем молитву оставить? Напротив, надобно себя нудить к молитве, Господь подает Свою помощь, по словам св. Макария и Петра Дамаскина: даяй молитву молящемуся (1Цар. 2, 9); кто молится добре простою молитвою, тому дает Господь дар молитвы умной.

Помните, дар молитвы, а не собственность моя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием; а без сих добродетелей, хотя мнится кто, якобы стяжал молитву, но прельщается; не молитва это, но маска молитвы.

Пишет св. Иоанн Лествичник: «Старайся всегда бродящие помыслы собрать воедино, Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, собирая всегда бродящие свои помыслы: никогда не быть расхищаемому мыслями единому Ангелу свойственно. Но и враг – влагает иногда желание безвременное высоких добродетелей, в числе коих и молитвы не развлекаемой прежде времени».

Читанное вами о молитве поучение, не должно приводить вас в отчаяние, но паче к смирению. Пастырь возбуждал своих прихожан к старанию о чистой молитве, и чтобы они не полагали за велико что только то, что предстоят на молитве, и мечтают о количестве; и при качестве должно смириться, а не высокомудрствовать; кольми паче в сродной немощи человеческой, – рассеянности.

И так видели вы теперь, что не должно отчаиваться, не имея дара чистой молитвы, и не оставлять оной. Приуготовляться же должно с верою и представляя себе величество Божие, а свое ничтожество. Когда хотите приносить молитвы, должны изгонять из сердца своего злопомнение на ближних».

Из письма прп. Макария Оптинского