Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы не зна­ем су­деб Бо­жи­их, Он все тво­рит на поль­зу; мы при­вя­за­ны к здеш­ним бла­гам, а Он хо­щет да­ро­вать нам бу­ду­щее бла­го здеш­ни­ми крат­ки­ми бо­лез­ня­ми.

 

преп. Макарий

Ког­да че­ло­век бу­дет снис­ки­вать дух бод­рый, тог­да, при всех не­мо­щах и не­ду­го­ва­ни­ях пло­ти, мо­жет быть спо­ко­ен и до­во­лен сво­им по­ло­же­ни­ем.

преп. Антоний

Что де­лать? Так уж Гос­подь уст­ро­ил, что­бы вре­мен­ная жизнь на­ша без скор­бей не про­хо­ди­ла, как ска­за­но: вся­кая гла­ва в бо­лезнь, и вся­кое серд­це в пе­чаль. Но все­го уди­ви­тель­нее, что ни один свя­той муж, сколь­ко бы ни был свят и со­вер­шен, не про­вел жизнь свою без то­го, что­бы не пре­тер­петь че­го, и — то­го ра­ди, что­бы че­ло­век не пре­воз­но­сил­ся. И ес­ли свя­тые тер­пе­ли, а нам и коль­ми па­че долж­но тер­петь!

преп. Антоний

Скорби посылаются от Любви

Прп. Макарий Оптинский

О тихой и счастливой жизни мечтает, наверное, каждый человек, но не всегда наши желания согласуются с действительностью. Зачастую на нас обрушиваются разного рода скорби и несчастья, приводящие нас в уныние, а порой, если эта проблема слишком велика, — и в отчаяние. И в таких сложных обстоятельствах в сердце верующего человека может начать проникать сомнение: если есть Бог, и Он есть любовь, то почему Он наказывает меня? На этот вопрос даёт ответ в своих письмах прп. Макарий Оптинский. Так он пишет: «Искушения посылаются или для наказания за грехи, или к искусу нашей веры и любви к Богу, или для того, чтобы возбранить от грехов». Но самую главную причину ниспосылаемых на нас скорбей старец видит в исключительной любви Божией к падшему человеку: «Находясь в безскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые повреждают душу и отлучают от Бога: a, когда сердце поражено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, прибегает к Богу и конечно получает по временам утешение. Бог – любовь есть (1Ин. 4, 8) и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь. Св. Писание говорит: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Прит. 3, 12)».

Указав на основные источники наших скорбей, прп. Макарий говорит и о средствах к наиболее лёгкому их перенесению, а именно: «При благодарном же терпении, со смирением, сознанием своей греховности и покорностию воле Божией, скорби наши облегчаются и скоро проходят».

В письме к одной монахине он говорит: «Вижу, что ты живешь, скорбишь, и ропщешь чем только больше увеличиваешь свои скорби. Скорби нельзя не иметь, ибо в безскорбной жизни мы себя забудем, и в многоразличные страсти впадем. Апостол св. пишет: во всем скорбяще, но не стужающе си (2Кор. 4, 8), т. е. не малодушествовать, не роптать, а надобно еще благодарить Бога, что посылает оные; ибо без Его мановения ни едина скорбь не может приключиться. Как же ты научишься терпению, когда не будешь иметь никакой скорби? Скорби же посылает Господь от любви, и отвергающий скорби отвергается своего спасения».

Помня наставления преподобного старца Макария, не будем всякий раз возмущаться и роптать на случающиеся с нами искушения, но с верою и надеждою принимать всё, как от руки Божией, ибо многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22).