Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что луч­ше – ред­ко или час­то при­об­щать­ся Свя­тых Хрис­то­вых Та­ин, ска­зать труд­но. Зак­хей с ра­достью при­нял в свой дом до­ро­го­го Гос­тя, Гос­по­да, и хо­ро­шо пос­ту­пил. А сот­ник, по сми­ре­нию, со­з­на­вая свое не­дос­то­и­н­ство, не ре­шил­ся при­нять и то­же хо­ро­шо пос­ту­пил. Пос­туп­ки их хо­тя и про­ти­во­по­лож­ные, но по по­буж­де­нию – оди­на­ко­вые. И яви­лись они пред Гос­по­дом рав­но дос­той­ны­ми. Суть в том, что­бы дос­той­но при­го­тов­лять се­бя к ве­ли­ко­му Та­ин­ству.

преп. Никон

Де­ло на­ше­го спа­се­ния за­ви­сит и от на­ше­го про­из­во­ле­ния, и от Бо­жи­ей по­мо­щи и со­дей­ствия. Но пос­лед­нее не пос­ле­ду­ет, ес­ли не пред­ва­рит пер­вое.

преп. Амвросий

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Образ Твой, над Русью вознесённый 6 июля – празднование Владимирской иконе Божией Матери, перенесённой святым благоверным князем Андреем Боголюбским из Вышгорода во Владимир 860 лет назад, в 1159 году, престольный праздник Оптиной пустыни

210 лет назад в обители началось строительство Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери

Образ Божией Матери Владимирской – один из самых близких и родных сердцу каждого русского человека. Эта икона, известная ныне всему миру, стала защитницей Москвы, продолжившей дело других русских городов по собиранию великой державы, и России – Дома Пресвятой Богородицы.

Сколько видела эта чудотворная икона! По преданию она написана святым Лукой, который более трёх других евангелистов повествует о земной жизни Богородицы.

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В одном из замечательных памятников древнерусской литературы – «Сказании о чудесах Владимирской иконы Богородицы» – узнаём о перенесении её из Вышгорода во Владимир святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским.

В двенадцати верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь прилег отдохнуть. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала:
«Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в. (ГТГ)

Было это в 1159 году, 860 лет назад. В память об этом явлении святой князь велел написать икону Божией Матери такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.

А та икона, которую принёс святой Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.

* * *

В 1480 году Владимирская икона окончательно перенесена в Москву в новый Успенский собор (1475-1479) Кремля. В чине Большого Крестного хода её выносили из собора как главную святыню.

Икона эта видела основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествия завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера… Рождение и гибель Дома Романовых. Революции начала прошлого века. Советские годы, когда, несмотря на гонения, народ всё равно продолжал верить…

С 1918 года почти до самого конца XX века Владимирская икона Божией Матери, покинув Успенский собор Московского Кремля, где перед ней венчались на царство русские государи, находилась не в храме, а в музеях – Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее.

Вспомним строки из замечательного стихотворения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина, написанном после революции:

«/…/Кто разверз озёра этих глаз!
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец
Не печерский тёмный богомаз:
В раскалённых горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Её из огненной стихии
Был в земные краски воплощён.
Но из всех высоких откровений
Явленных искусством – он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.
От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, -
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междуусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесённый,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице – выход потаённый.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканьи литургии…
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.
Не погром ли ведая Батыев,
Степь в огне и разоренье сёл -
Ты, покинув обречённый Киев,
Унесла великокняжий стол?
И ушла с Андреем в Боголюбов,
В прель и глушь Владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намёт шатровых куполов.
И когда Хромец Железный предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
Здесь в Успенском – в сердце стен Кремлёвых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари…
Чёрной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,
На дорогах киевским ладьям
Указуя правильный фарватер /…/»

В этом стихотворении, как и во всём поэтическом творчестве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) – поэта, художника-акварелиста, художественного и литературного критика – синтез глубокого осмысления исторических судеб Отечества. Свидетель скорбных лет России, Волошин посвятил его Александру Ивановичу Анисимову (1877-1937), с которым поэта связывали давние дружеские отношения.

А. И. Анисимов – автор книги «Владимирская икона Божьей Матери». После её публикации в Русском научном центре в Праге последовали травля и гонения Александра Ивановича, его арест, ссылка на Соловки в 1930 году и смертный приговор – в 1937-м.

* * *

В 1941-м из Москвы были эвакуированы не только заводы, институты и различные учреждения, но в тыл были вывезены и наиболее ценные сокровища русской культуры.

Среди сокровищ Третьяковской галереи в Новосибирск была привезена и Владимирская икона Божией Матери. Разве это был не своеобразный крестный ход со святыней, который вновь помог защитить Москву от врагов!

Новосибирск как столичный город Сибири, где Владимирская икона находилась под спудом, должен быть вписан в «историческое шествие» великой святыни по России: Киев – Владимир – Москва – Новосибирск – Москва.

По возвращении в Москву Владимирская икона вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святыни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.

* * *

15 декабря 1999 года чудотворный образ был перенесён в храм святителя Николая в Толмачах – домовую церковь ГТГ, где музейные специалисты наблюдают за её сохранностью, обеспечена безопасность.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, и посетители Третьяковской галереи, если пожелают, по-прежнему могут видеть великую святыню, но уже не в музейной экспозиции, не в зале древнерусской живописи, а в православном храме – месте молитвы и богослужения.

* * *

А теперь, после рассказа о чудотворной иконе Божией Матери «Владимирская», отправимся в паломничество из Москвы в Оптину пустынь. С востока от Введенского собора, на краю монастырского кладбища, стоит храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это – бывшая больничная церковь, пережившая, как и вся Оптина пустынь, периоды расцвета, разрушения и возрождения.

Трехапсидная одноэтажная церковь построена в лучших традициях классицизма. Это кирпичное, оштукатуренное здание, покрашенное в голубой и белый цвета. Вход в него оформлен изящным крыльцом. Маленькая золоченая главка возвышается над гранёным синим полукуполом, на котором сверкают крупные золотые звёзды.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери

Внутренние помещения Владимирского храма украшены настенными росписями, выполненными в 2000-е годы мастерами Оптиной пустыни. Возле храма разбиты клумбы с цветниками, растут стройные ели и кипарисы.

* * *

Строительство больничной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери у восточной стены обители начато в 1809 году при игумене Авраамии.

Храм освящён в 1811 году преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским.

Архивное фото Владимирской церкви

При Владимирском храме было устроено шесть больничных келий, для немощных братий.

В годы настоятельства преподобного Моисея Оптинского Владимирский храм был значительно расширен. В 1854 году с западной стороны сделана пристройка. Средняя часть этой пристройки составляет притвор храма, где круглосуточно читалась «неусыпаемая» Псалтирь, с поминанием усопшей братии и благотворителей обители. В боковых частях устроено ещё по три больничные келии.

«Здесь престарелые и слабые старцы находят себе отраду, помощь и удобство к духовной жизни. В церкви нет особых украшений: она проста и убога, как убоги, живущие при ней старцы»[1].

В начале XX века здание храма было отремонтировано и надстроено. В это время в одной из келий при храме постоянно жил и принимал богомольцев «народный» старец преподобный Анатолий Младший (Потапов, 1855-1922), которого его духовные чада и паломники ласково называли Анатолием-утешителем.

Вскоре после революции Владимирский храм, как и все храмы обители, был закрыт. Её изуродованные безбожной властью храмы, приспособленные этой властью для различных хозяйственных нужд, пережили даже страшную войну. Однако после Великой Отечественной при Хрущёве Владимирский храм был разобран на кирпич до самого основания.

К 1989 году, когда в обители проводились археологические исследования, продолжавшиеся несколько лет, от Владимирского храма оставались лишь следы каменного фундамента.

Разрушенную церковь начали восстанавливать в 1995 году. Работа была непростой. Реставраторы пользовались старыми фотографиями, описаниями и чертежами.

23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Алексий II специально приехал в обитель, чтобы освятить возрождённый Владимирский храм, куда крестным ходом были перенесены мощи преподобных старцев оптинских. и отслужить здесь первую службу. Радость торжества разделили с Первосвятителем многочисленные паломники.

Ныне это храм-усыпальница, где покоятся мощи семи из четырнадцати преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).

Во Владимирском храме ежедневно совершается таинство исповеди и служится молебен с акафистом преподобным Оптинским Старцам.

Как и в старину, в Оптину словно на остров спасения в бурном житейском море едут паломники, чтобы научиться жить христианской жизнью. И руководством на этом пути могут служить назидания преподобного Амвросия и других оптинских старцев, для которых высшими христианскими добродетелями были смирение, кротость, терпение, христианская любовь к ближним.

«Их наставления, – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий II, освящая в 1998 году возрождённый Владимирский храм, – не потеряли значения и в наше непростое время».

Прошли годы. Оптина возродилась. Древняя обитель помогает и духовному возрождению нашего Отечества.

С сердечной благодарностью вспоминаем мудрый завет Святейшего Патриарха Алексия II:

«Становление крепкой России невозможно без духовных основ, залог её будущего – возрождение православных святынь».


[1] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. С. 131.

 

Подготовил Николай Головкин