Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Си­ла стра­да­ний не в ве­ли­чи­не са­мих стра­да­ний, а в том, как че­ло­век пе­ре­но­сит эти стра­да­ния. Иног­да по ви­ди­мо­му нич­тож­ные обс­то­я­тель­ства при­чи­ня­ют че­ло­ве­ку ве­ли­чай­шее го­ре. На­до со­чу­в­ство­вать. И один и тот же факт по ви­ди­мос­ти раз­ным лю­дям при­чи­ня­ет стра­да­ния в раз­ной сте­пе­ни. Это за­ви­сит от то­го, как че­ло­век при­ни­ма­ет их.

преп. Никон

Неп­рес­тан­ные скор­би, по­сы­ла­е­мые Бо­гом че­ло­ве­ку, суть приз­нак осо­бо­го Бо­жия про­мыш­ле­ния о че­ло­ве­ке. Смысл скор­бей мно­го­раз­ли­чен: они по­сы­ла­ют­ся или для пре­се­че­ния зла, или для вра­зум­ле­ния, или для боль­шей сла­вы. Нап­ри­мер, за­бо­лел че­ло­век и скор­бит об этом, а меж­ду тем этою бо­лезнью он из­бав­ля­ет­ся от боль­ше­го зла, ко­то­рое он на­ме­ре­вал­ся сде­лать.

преп. Варсонофий

Ес­ли обы­мут тя скор­би – ра­дуй­ся, ибо ты тог­да идешь ис­тин­ным пу­тем. А кто не от­бе­га­ет от скор­бей и не­сет оные по си­ле, тот и по­лу­чит Царство Веч­ное.

преп. Анатолий

Освящение церкви в честь
святого Иоанна Предтечи К истории Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни

В 2021 году Оптина Пустынь будет отмечать 200-летие со дня основания Иоанно-Предтеченского скита. К этой дате приурочены статьи, посвященные истории скита и ее святых подвижников.

Митр. Филарет (Амфитеатров)

Иоанно-Предтеченский скит был основан по благословении и при деятельном участии епископа Калужского и Боровского Филарета (Амфитеатрова), впоследствии митрополита Киевского, прославленного ныне в лике святителей.

Как сообщается в «Историческом описании скита», «преосвященный, любя, по собственному его выражению, от самой юности всею душею монашеское житие, часто посещал монастыри вверенной ему епархии и обратил особенное внимание на пустынную обитель Оптину; в то время уже не было в живых приснопамятного ее настоятеля отца Авраамия, но помощь Божия не оскудевала над возобновленною им обителью, ибо память сего добродетельного мужа не переставала и по кончине его поощрять честное братство к подвигам иноческим. Оптина пустынь по-прежнему отличалась внутренним устройством и благолепием. Видя это, Боголюбивый Архипастырь с удовольствием посещал ее и неизменно сохранял доверенность и расположение к бывшему при нем игумену ее, отцу Даниилу.

Подобно Митрополиту Платону, преосвященный Филарет особенно пленялся красотою места занимаемого пустынью и удобством, которое представляли ее лесистые окрестности к продолжению уединенного пустынного жития, по примеру древних св. Отцов. В сердце святителя родилась благочестивая мысль основать при Оптиной пустыни скит, как для того, чтобы доставить желающим средство к безмолвнейшему житию, так равно и для того, чтобы укрепить навсегда в духовном отношении любимую им обитель».

Для устроения скита святитель Филарет обратился к рославльским пустынножителям, которые стали одними из первых насельников новоустроенного скита, укоренив в нем духовные традиции преподобного Паисия (Величковского).

План скита был утвержден святителем Филаретом со следующей резолюцией: «1821 года Июня 17-го дня. По сему начертанию строить скит да благословит Господь Бог, и благодатиею Своею да поможет совершить».

Расчистив избранное место от вековых сосен, скитяне выстроили из срубленного леса небольшую келью на юго-восточной стороне и поселились в ней впятером. Затем обнесли расчищенное место досчатым забором и наконец, по благословению святителя Филарета, приступили к построению церкви во имя собора св. Иоанна Предтечи Господня.

16 августа 1821 года, после ранней обедни, настоятель Оптиной пустыни игумен Даниил пришел на назначенное для закладки церкви место, и положа со всеми три земных поклона на восток, произнес:
– Да будет на месте сем благословение святыя пустыни Иордановы и всех там безмолвствовавших.

После этого о. игумен взял в руки лопатку и первый начал рыть траншею для церковного фундамента.

18 августа, после обедни, из монастыря в скит состоялся крестный ход, в котором участвовали игумен Даниил, иеромонахи Феодосий и Иларий, иеродиакон Афанасий, а также скитская братия.

После молебна с водоосвящением, была заложена в скиту церковь во имя Собора великого и славного Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, первого пустынножителя.

В октябре 1821 года отец Моисей писал своему родному дяде Ивану Ивановичу Путилову: «Благодарение Богу, мы находимся живы и здоровы. По благословению Владыки, на новом месте три месяца трудились, по мере сил наших. Около строения келий и святого храма, и тем, с помощиею Божиею, полагая основание нашей здесь жизни, чувствуем в себе надежду к спокойствию и пользе душевной под покровом обители святой, и благодарим Бога, что привел нас сюда».

В январе 1822 года отец Моисей поехал за сбором в Москву, откуда возвратился с большими пожертвованиями для скита, в том числе с церковной утварью для скитского храма.

1 февраля 1822 года из Калужской духовной консистории был получен указ с резолюцией святителя Филарета: «Домовую для Архиерейского приезда церковь освятить по чиноположению Оптиной Введенской пустыни игумену Даниилу, которому и выдать для сего св. антиминс».

5 февраля 1822 года состоялось освящение храма, которое прошло торжественно, с крестным ходом из обители.

В том же году произошло еще одно важное событие – в скит была пожертвована икона св. Иоанна Предтечи.

Это была фамильная икона, переходившая от отца к сыну как благословение, которая хранилась у козельского помещика Ивана Петровича Анисимова. По сохранившемуся описанию, это был неокладной образ, от древности совершенно потемневший, по краям иконы краска местами облупилась. Из-за «ненадежного поведени» единственного сына Иван Петрович решил передать икону в новоустроенный скит Оптиной Пустыни. Скитяне приняли икону с благоговением.

Так как внутренние работы в храме продолжались, икону поставили в ризнице, вместе с другими церковными вещами. Не прошло и полугода, как пожертвовавший икону помещик И.П. Анисимов пришел в скит и рассказал братии, что ночью явился ему в сонном видении св. Иоанн Креститель и настоятельно приказал, чтобы он позаботился об его образе, который находится теперь в темном месте.

После этих слов братия взяли из ризницы образ Предтечи и поставили в скитском храме во имя Пророка Предтечи и Крестителя Христова Иоанна.

В 1831 году усердием одного из посетителей скита была пожертвована достаточная сумма на устроение для этой старинной иконы сребро-позлащенной ризы и венца.

Этот образ стал одним из самых почитаемых в скиту Оптиной Пустыни.

Икона Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме Предтеченского ската Оптиной Пустыни