«Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»
Ко дню памяти преподобного Анатолия (Зерцалова)
Как писал церковный историк И.М. Концевич, преподобный оптинский старец Анатолий (Зерцалов) обладал «светлым, пасхальным», радостным духом. По воспоминаниям современников, старец мог в нескольких словах сказать человеку самое важное, утешить, поддержать, наставить. Особенно заботился о стяжании у своих учеников смирения, терпения и послушания.
В письмах старец наставлял своих духовных чад: «Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, т.е. путь смирения, самый надежный и, как говорят отцы, “непадательный”. Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?»
О том, как обрести смирение, старец писал: «…сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя».
В Евангелии Спаситель говорит: «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11).
Старец наставлял: «Главное, смиряйся. Лишь потеряешь смирение и самоукорение – тогда прощай».
Отсутствие смирения, ропот разрушает все духовные плоды. О том, как неугоден Господу ропот, старец Анатолий рассказывал: «В Белёвском Крестовоздвиженском монастыре жила схимонахиня, сестра матушки игумении Павлины, – она имела в своей жизни много скорбей, вела жизнь примерную и по времени скончалась.
Одна любившая ее монахиня, желавшая знать ее загробную долю, увидела после усиленной молитвы почившую схимонахиню во сне. Она сидела в комнате, озаренная необыкновенным светом, но при этом была невесела.
На вопрос о причине этой ее грусти она отвечала:
– Да, здесь хорошо, но было бы несравненно лучше, если бы я могла видеть лице Божие, а мне это-то нельзя… Не несла я без ропота скорбей.
Только тот, кто нес крест скорбей без ропота, хотя жезл скорбей проходил через самое его сердце, – только тот может видеть лице Господа».
Собрание писем старца Анатолия – это драгоценный учебник христианской жизни. Одна из основных тем его писем – о стяжании смирения, как одной из главных христианских добродетелей, основе духовной жизни: «Иисус послушлив был даже до смерти. Тем же и Бог Его превознесе! “Собрание смиренных – собрание Серафимов”. Не простых только Ангелов, но высочайших небесных чинов. Еще говорю и повторяю, будь смиренна, будь благопокорлива, не будь любочестива и любопоказательна, и возлюбит тя беcконечно Любящий смиренных!»