Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кое бы ни пос­тиг­ло те­бя огор­че­ние, ка­кая бы ни слу­чи­лась те­бе неп­ри­ят­ность, ты ска­жи: стерп­лю это я для Ии­су­са Хрис­та! Толь­ко ска­жи это, и те­бе бу­дет лег­че. Ибо имя Ии­су­са Хрис­та силь­но – при нем все неп­ри­ят­нос­ти ути­ха­ют, бе­сы ис­че­за­ют; утих­нет и твоя до­са­да, ус­по­ко­ит­ся и твое ма­ло­ду­шие, ког­да бу­дешь пов­то­рять слад­чай­шее имя Его. Гос­по­ди! Даждь ми тер­пе­ние, ве­ли­ко­ду­шие и кро­тость! Гос­по­ди! Даждь мне зре­ти моя сог­ре­ше­ния и ни­ко­го не осуж­да­ти!

преп. Антоний

Царствие Бо­жие ну­дит­ся, и без по­нуж­де­ний его ник­то не по­лу­чал. На­до сно­сить тя­го­ты дру­гих, а для это­го про­си у Гос­по­да тер­пе­ния.

преп. Иосиф

По­тер­пи, и при­дет в свое вре­мя Уте­ши­тель. Гос­подь ска­зал: В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). Где не смо­жешь и не доз­во­ля­ет здо­ровье, там сми­рись и уп­ро­си крот­ко, и глав­ное – по­тер­пи. А че­го не стер­пишь, уко­ри се­бя и про­си у Бо­га по­мо­щи.

преп. Анатолий

«Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми»
Ко дню памяти преподобного Анатолия (Зерцалова)

Преп. Анатолий (Зерцалов)

Как писал церковный историк И.М. Концевич, преподобный оптинский старец Анатолий (Зерцалов) обладал «светлым, пасхальным», радостным духом. По воспоминаниям современников, старец мог в нескольких словах сказать человеку самое важное, утешить, поддержать, наставить. Особенно заботился о стяжании у своих учеников смирения, терпения и послушания.

В письмах старец наставлял своих духовных чад: «Начни со смирения, делай со смирением и кончай смирением, и вчинишься со святыми. Этот путь, т.е. путь смирения, самый надежный и, как говорят отцы, “непадательный”. Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?»

О том, как обрести смирение, старец писал: «…сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя».

В Евангелии Спаситель говорит: «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11).

Старец наставлял: «Главное, смиряйся. Лишь потеряешь смирение и самоукорение – тогда прощай».

Отсутствие смирения, ропот разрушает все духовные плоды. О том, как неугоден Господу ропот, старец Анатолий рассказывал: «В Белёвском Крестовоздвиженском монастыре жила схимонахиня, сестра матушки игумении Павлины, – она имела в своей жизни много скорбей, вела жизнь примерную и по времени скончалась.

Одна любившая ее монахиня, желавшая знать ее загробную долю, увидела после усиленной молитвы почившую схимонахиню во сне. Она сидела в комнате, озаренная необыкновенным светом, но при этом была невесела.

На вопрос о причине этой ее грусти она отвечала:
– Да, здесь хорошо, но было бы несравненно лучше, если бы я могла видеть лице Божие, а мне это-то нельзя… Не несла я без ропота скорбей.

Только тот, кто нес крест скорбей без ропота, хотя жезл скорбей проходил через самое его сердце, – только тот может видеть лице Господа».

Собрание писем старца Анатолия – это драгоценный учебник христианской жизни. Одна из основных тем его писем – о стяжании смирения, как одной из главных христианских добродетелей, основе духовной жизни: «Иисус послушлив был даже до смерти. Тем же и Бог Его превознесе! “Собрание смиренных – собрание Серафимов”. Не простых только Ангелов, но высочайших небесных чинов. Еще говорю и повторяю, будь смиренна, будь благопокорлива, не будь любочестива и любопоказательна, и возлюбит тя беcконечно Любящий смиренных!»