Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы не иметь ни­ка­кой скор­би и вдруг по­лу­чить спо­кой­ствие – это от­нюдь не воз­мож­ное де­ло; ког­да все страс­ти по­бе­дим, унич­то­жим гор­дость и стя­жем сми­ре­ние, тог­да об­ря­щем и по­кой, ибо и Гос­подь по­ве­лел учить­ся от Не­го кро­тос­ти и сми­ре­нию, для об­ре­те­ния по­коя (Мф. 11, 29).

преп. Макарий

Мы, осуж­дая дру­гих, се­бя мним неч­то бы­ти и ли­ша­ем­ся спо­кой­ствия; вы зна­е­те Гос­под­нее сло­во: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29), то аще не име­ем спо­кой­ствия ду­шев­но­го, зна­чит, не име­ем сми­ре­ния и кро­тос­ти.

преп. Макарий

Мир и спо­кой­ствие есть ве­ли­кая наг­ра­да, но как во­и­ны по­лу­ча­ют наг­ра­ду за под­ви­ги и про­ли­тие кро­ви, так и мы – ду­хов­ные во­и­ны – долж­ны преж­де пре­тер­петь мно­гие ис­ку­ше­ния и скор­би со сми­ре­ни­ем, об­ви­нять се­бя, а не дру­гих, и ума­лив (та­ким об­ра­зом) страс­ти на­ши, т.е. по­бе­див их, а па­че гор­дость и воз­но­ше­ние, гнев, ярость и проч., тог­да и се­го да­ра удос­то­им­ся – ми­ра ду­шев­но­го.

преп. Макарий

Россия будет богата духом К дню памяти преподобного Нектария старца Оптинского

Преп. Нектарий Оптинский

 

Дни памяти: 12 мая, 16 июля (обретение мощей), 24 октября (Собор преподобных Оптинских старцев)

В 2019 году – 30 лет обретения святых мощей старца Нектария Оптинского

 

 

 

  

Среди великих оптинских старцев в их блистательной плеяде особой любовью пользовался преподобный Нектарий (1853-1928, Тихонов), последний соборно избранный старец, духовник обители, наделённый Богом редкостным даром пророчества и прозорливости грехов, а также даром чудесных исцелений по его молитвам. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования отец Нектарий скрывал под внешним юродством. На юродство он имел благословение старцев.

Оптинские старцы часто прикрывали своё духовное величие юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями.

Полвека старец Нектарий провёл в Иоанно-Предтеческом скиту Оптиной пустыни, из них двадцать – в затворе.

Живой ум, многосторонние интересы старца Нектария позволяли ему быстро находить общий язык с интеллигенцией, ему доверяли, к нему прислушивались многие образованные люди того времени. Часто люди просто не могли поверить в то, что у старца нет не только университетского, нет никакого образования. На недоумения он отвечал обычно: «Вся наша образованность от Писания».

Ставший современником революционного переворота, как и многие его великие современники: святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, – он предупреждал о грядущих испытаниях для России, призывая хранить веру предков.

При всех земных невзгодах, и даже после ареста чекистами повторял:
«Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил, но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня».

Многие его пророчества сбывались и продолжают сбываться.

* * *

В 1873 году 20-летний Николай Тихонов пришёл в Оптину пустынь из Ельца, где родился в бедной семье и в юном возрасте остался сиротой. В котомке за плечами он нёс одно лишь Евангелие.

«Господи! – вспоминал преподобный о своём первом впечатлении от Оптиной. – Какая красота здесь, солнышко ведь тут с самой зари, и какие цветы! Словно в раю!».

Николая принял сам старец Амвросий. Беседа с этим великим прозорливцем произвела на юношу такое впечатление, что он навсегда остался в Оптиной. Его духовными руководителями стали старцы Анатолий (Зерцалов) и Амвросий.

О духовном окормлении старцев и советах преподобного Амвросия вспоминал позднее так:
«… я питал к нему великую любовь и веру. Бывало, придёшь к нему, и он после нескольких слов моих обнаружит всю мою сердечную глубину, разрешит все недоумения, умиротворит и утешит. Попечительность и любовь ко мне, недостойному, со стороны старцев нередко изумляли меня, ибо я сознавал, что их недостоин.

На мой вопрос об этом духовный отец мой, иеромонах Анатолий, отвечал, что причина сему – моя вера и любовь к старцу, и что если он относится к другим не с такой любовью, как ко мне, то это происходит от недостатка в них веры и любви. Как человек относится к старцу, так точно и старец относится к нему».

* * *

Дверь кельи послушника Николая в Иоанно-Предтеченском скиту выходила прямо в сторону храма. По ночам постоянно виднелся у него свет – послушник молился или читал. А утром должен был первым, до прихода братии, прийти в храм, подготовить алтарь к богослужению.

Утреня в скиту начиналась около часа ночи и продолжалась до половины четвёртого утра. Нелегко было мирскому юноше привыкать к строгому уставу святой обители.

Простояв на молитве ночь, Николай нередко опаздывал на богослужения и приходил в храм с красными, опухшими, словно заспанными глазами.

Братья жаловались на него старцу Амвросию, а тот отвечал, как у него было в обычае, в рифму: «Подождите, Николка проспится – всем пригодится».

Так преподобный Амвросий предсказывал его будущее старческое служение.

* * *

14 марта 1887 года Николай был пострижен в мантию. При монашеском постриге ему было дано имя Нектарий в честь преподобного Нектария Киево-Печерского.

19 января 1894 года был посвящён в иеродиакона, а ещё через четыре года Калужский архиепископ Макарий рукоположил его в иеромонахи.

«Когда владыка Макарий посвящал меня в иеромонахи, – вспоминал преподобный Нектарий, – то, прозревая мое духовное неустройство, после рукоположения он сказал мне краткое и сильное слово. И это слово было настолько сильно, что я до сих пор его помню, – сколько же уже лет прошло, – и до конца дней моих не забуду. И много ли сказал мне? Он подозвал к себе в алтарь и говорит: "Нектарий, когда ты будешь скорбен и уныл и когда найдет на тебя тяжкое искушение, ты тверди только одно: «Господи! Пощади, спаси и помилуй меня раба Твоего»". Только всего и сказал мне владыка! Но этот совет спасал меня много раз и доселе спасает, ибо был сказан с властью».

…Чтобы не возгордиться, отец Нектарий начал понемногу юродствовать. Например, поверх подрясника он одевал цветные кофты. Кушанья, подаваемые в трапезной, он сливал в один котелок, всё вместе – и кислое, и сладкое, и солёное. По скиту ходил с валенком на одной ноге, а башмаком на другой. В юродстве старца содержались пророчества, смысл которых открывался нередко лишь по прошествии времени.

* * *

До прихода в Оптину Николай Тихонов смог окончить только несколько классов сельской церковно-приходской школы. И уже будучи в затворе, отец Нектарий по благословению старцев много читал и занимался самообразованием. В те годы в Оптиной была большая библиотека, в которой насчитывалось более тридцати тысяч книг.

Сначала познакомился с творениями святых отцов: аввы Дорофея, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Макария Великого, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского.

А через десять лет старцы благословили его читать не только духовную литературу, но и научную. Он серьёзно занимался математикой, историей, географией, русской и иностранной классической литературой, изучал латынь и французский. Постоянное чтение дало ему такие разносторонние познания, что он мог свободно беседовать на общекультурные и специальные темы, а не только духовные.

Посещавшие его паломники, среди которых были люди известные, рассказывали, как отец Нектарий свободно беседовал с ними о Пушкине и Шекспире, Мильтоне и Крылове, Шпенглере и Хаггарде, Данте и Достоевском.

Пушкина, Державина мог читать наизусть. В час отдыха после обеда он просил читать ему вслух какие-нибудь народные сказки – русские или братьев Гримм.

Старец Нектарий отвечал на многочисленные письма. Причём делал это, не вскрывая конвертов. По воспоминаниям очевидцев, он перебирал письма и «видел их содержание», некоторые благословлял, некоторые целовал, некоторые откладывал, говоря, что «отвечать на них не надо, поскольку они благодарственные». А ответы его всегда оказывались удивительно точны и прозорливы.

* * *

Высказывался старец об увлечениях спиритизмом, широко распространённой среди общественности российской империи:
«Спиритизм – это ужасное и гибельное увлечение. На спиритических сеансах, выдавая себя за душу какого-нибудь умершего, человеку является сам сатана. Своей лестью древнего змия он заводит человека в такие ухабы и дебри, из которых нет не только сил выбраться, но и даже понять, что ты находишься в огромной опасности.

Через это, Богом проклятое занятие, дьявол настолько овладевает человеческим умом и сердцем, что те дела, которые всеми здравомыслящими объявляются преступлением, человек, отравленный ядом спиритизма, воспринимает как вполне нормальные и естественные.

Если внимательно всмотреться в человека, занимающегося спиритизмом, то непременно заметишь на нем особый отпечаток, по которому так и явствует, что он разговаривает со столами. Спириты страдают страшной сатанинской гордыней и озлобляются против всех, кто противоречит им.

Занимаясь спиритизмом, человек постепенно, сам того не замечая, отходит от Бога и от Церкви. А чтобы он не увидел грозящей ему опасности, дух тьмы через своих бесов посылает его в храмы Божии служить панихиды, молебны, акафисты, приобщаться Святых Христовых Таин и т.д. Однако параллельно с этим сатана все настойчивее внушает ему, что все эти добрые дела он мог бы совершать сам в своей домашней обстановке, – и даже с большим усердием и продуктивностью.

И по мере того, как наивный человек все больше и больше запутывается в сложных лабиринтах духа тьмы, от него отступает Божие благословение. Тогда его начинают преследовать неудачи, расшатывается благосостояние.

Если бы спирит не был так сильно опутан сатаной, то он должен был бы увидеть свою беду и прибегнуть к Божией помощи, к святым Божиим угодникам, к святой Апостольской Церкви, к священнослужителям, и они бы помогли ему своими святыми советами и молитвами. Но вместо этого спирит со своими скорбями обращается к тем же бесам, а эти еще больше запутывают его и засасывают в тину проклятия.

И, в конце концов, от спирита совершенно отходит Божие благословение. Гангрена греха распространяется на всю его семью, и у него начинается необычный, ничем не мотивируемый, развал семьи. Отходят от него даже самые близкие и дорогие ему люди!

Наконец, когда несчастный человек по стараниям сатаны дойдет до последней степени обольщения, он или совсем теряет рассудок и становится невменяемым, или же кончает с собой. И хотя спириты утверждают, что среди них нет самоубийств, но это неправда. Первый вызыватель духов – царь Саул покончил жизнь самоубийством. Это потому, что он "не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице".

Словом, с людьми, вызывающими духов, – которые пророчествуют именем Божиим, в то время, как Господь не посылает его, – совершается то, что пророк Иеремия предсказывал: "Мечом и голодом будут истреблены эти пророки; и народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам города от голода и меча… И Я изолью на них зло их" (Иер. 14, 15-17)».

* * *

В 1913 году оптинская братия собралась, чтобы избрать нового старца. Сначала старчество предложили архимандриту Агапиту, жившему в Оптиной на покое. Это был человек обширных познаний и высокого духа, автор прекрасного жизнеописания старца Амвросия, который решительно уклонялся от архиерейства, не раз ему предлагаемого. От старчества он тоже наотрез отказался. Отец Агапит держал лишь нескольких близких учеников. Одним из них был иеромонах Нектарий.

Когда братия стала просить отца Агапита указать на достойного кандидата, он назвал отца Нектария. Тот же по своему смирению даже не присутствовал на собрании. Братия заочно избрала отца Нектария в старцы и послала за ним отца Аверкия. Тот приходит и говорит: «Батюшка, вас просят на собрание». А отец Нектарий отказывается: «Они и без меня выберут кого надо». «Отец архимандрит послал меня за вами и просит вас прийти», – настаивал отец Аверкий.

Тогда отец Нектарий покорно надел рясу и как был – одна нога в туфле, другая в валенке – пошёл на собрание.

«Батюшка, вас избрали духовником нашей обители и старцем», – встречают его. «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не смогу», – возражает отец Нектарий. Но архимандрит говорит ему решительно: «Отец Нектарий, прими послушание». И тогда он подчинился.

Позднее одна его духовная дочь вспоминала:
«…батюшка сказал мне: "Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания – и не хотел брать этого всего…" Он часто говорил: "Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня – ломтик". Про старца Амвросия говорил: "Это был небесный человек или земной ангел, а я едва лишь поддерживаю славу старчества"».

…Принимал старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев. На столе в его приёмной обычно лежала какая-нибудь книга, раскрытая на определенной странице.

Посетитель в долгом ожидании начинал читать эту книгу, не подозревая, что это является одним из приёмов отца Нектария давать через открытую книгу предупреждение, указание или ответ на задаваемый вопрос, чтобы скрыть свою прозорливость. А преподобный Нектарий по своему смирению замечал, что они приходят к преподобному старцу Амвросию, и сама келья говорит за него.

* * *

Известны многочисленные случаи, когда старец Нектарий исцелял смертельно больных людей.

Однажды приехала в Оптину мать, дочь которой страдала неизлечимой болезнью. От больной отказались все врачи. Мать дожидалась старца в приёмной и вместе с другими богомольцами благословилась у него. Она ещё не успела сказать ему ни слова, как старец обратился к ней сам:
«Ты пришла молиться о больной дочери? Она будет здорова».

Он дал матери семь пряников и велел:
«Пусть каждый день дочь съедает по одному и почаще причащается, будет здорова».

Когда мать вернулась домой, дочка с верой приняла пряники, после седьмого причастилась и выздоровела. Болезнь к ней больше не возвращалась.

* * *

Круг его общения был необычайно разнообразен.

Советы старца Нектария передавали Патриарху Тихону, и многие вопросы тот решал в соответствии с мнением великого старца.

Общался старец со знаменитым мыслителем Константином Леонтьевым, который, живя в Оптиной, читал ему в рукописи свои произведения.

У академика Болотова, принявшего монашество, старец Нектарий учился живописи, интересовался новейшими течениями в искусстве и делал эскизы икон. Например, эскиз Благовещения он сделал в последний год своей жизни в Оптиной.

Живопись, к которой старец Нектарий имел способность, была ему особенно близка.

«Теперь живописное искусство в упадке, – говорил он. – Раньше художник готовился к написанию картины – и внутренне, и внешне. Прежде чем сесть за работу, он приготавливал все необходимое: холст, краски, кисти и т.д., а картину писал не несколько дней, а годы, иногда всю жизнь, как например, художник Иванов свое «Явление Христа народу». И тогда создавались великие произведения. А сейчас художники пишут второпях, не продумав, не прочувствовав … Например, когда пишешь духовную картину, нужно, чтобы свет не на Ангела падал, а из него струился».

Старцу очень хотелось, чтобы была создана картина Рождества Христова.

«Нужно, чтобы мир вспоминал об этом величайшем событии, ведь оно произошло только один раз в истории! … Пастухи в коротких, изодранных по краям одеждах стоят лицом к свету, спиной к зрителю. А свет не белый, а слегка золотистый, без всяких теней и не лучами или снопами, а сплошь, только в самом дальнем краю картины слегка сумрак, чтобы напомнить, что это ночь. Свет весь из ангельских очертаний, нежных, едва уловимых, и чтобы ясно было, что это красота не земная – небесная, чтобы не человеческое это было!» – прибавил отец Нектарий с особой силой.

* * *

Предвидел старец и перемены в судьбе России. Известно довольно много случаев прозорливости и пророчеств преподобного Нектария, Ещё задолго до революции и гражданской войны рассказывал духовным детям, что государь и вся семья будут убиты, замучены, а их монастырь закроют и разорят, рассказывал об обысках, арестах.

Так, некоторые паломники недоумевали и смеялись над тем, как старец Нектарий внезапно зажигал электрический фонарик и с самым серьёзным видом ходил с ним по своей келье, осматривая все углы и шкафы.

А после 1917 года вспомнили это «чудачество» совсем иначе: именно так, во тьме, при свете фонариков, большевики обыскивали кельи монахов, в том числе и келью старца Нектария.

За полгода до революции старец стал ходить с красным бантом на груди – так он предсказывал наступающие события. Или насобирает всякого хлама, сложит в шкафчик и всем показывает: «Это мой музей».

И действительно, после закрытия Оптиной в скиту был музей.

В их обители был послушник, у которого обнаружилась неуместная для инока страсть к собиранию книг, а старец Нектарий, сменивший к тому времени отца Варсонофия, к смущению многих, это поощрял. Потом, между февральской и октябрьской революциями 1917 года старец Нектарий предсказывал:
«Вот теперь я скажу, что скоро будет духовный книжный голод. Не достанешь духовной книги».

Он видел грядущие беды и скорби людей, молился за всю Россию, утешал людей, укреплял их в вере.

* * *

С революцией для старца Нектария начался период тяжёлых испытаний. Старец разделил участь многих своих верующих соотечественников: был гоним, сослан, почил в изгнании.

В Вербное воскресенье 1923 года преподобного Нектария арестовали. После недолгого следствия – во время допросов старец молчал! – его приговорили к расстрелу.

Но духовная дочь преподобного Нектария, поэтесса Н.А. Павлович, поехала в Москву к Н.К. Крупской, с которой была знакома по службе, с просьбой спасти её «дедушку», старика-монаха, которого хотят расстрелять.

В итоге старец был освобождён. По выходе из тюрьмы власти потребовали, чтобы монах Нектарий покинул Калужскую область. И отца Нектария отправили в ссылку в село Холмищи Брянской области, где он провёл свои последние годы.

* * *

После высылки старца Нектария из Оптиной, большевики привели в его келию некоего оккультиста для того, чтобы найти, как они надеялись, скрытые здесь сокровища.

Была ночь, в келье старца горела керосиновая лампа. Колдун-оккультист начал свои чародейства, и, хотя лампа продолжала гореть, в комнате наступила мгла.

В соседнем помещении находилась одна монахиня. Она взяла четки отца Нектария и ими начертала крестное знамение в сторону кельи старца, где сразу стало светло, а чародей бился на полу кельи в конвульсиях эпилептического припадка.

* * *

Он и в ссылке продолжал принимать страждущих. В Холмищи, где поселился старец потянулся поток верующих со всех концов России.

И это, несмотря на то, что добираться до села, особенно весной, из-за разлива рек, было трудно, даже сообщение на лошадях прекращалось.

Порой приходилось идти пешком в обход до семидесяти пяти вёрст мимо леса, где было много волков. Они часто выходили на дорогу и выли, но, по святым молитвам старца, никого не трогали.

Большевицкие власти строго настрого приказали старцу не принимать духовных чад и вообще никаких посетителей. Но, явившиеся ему в тонком сне, усопшие Оптинские старцы сказали: «Если хочешь быть там, где и мы, не прекращай духовно окормлять людей». Это он и делал до конца жизни: старец Нектарий смирился с возложенным на него крестом.

* * *

Однажды в 1924 году к старцу Нектарию обратились с вопросом о положении в стране как о «кончине мира», на что он ответил так:
«…людям не полезно знать время второго пришествия. "Бдите и молитесь", – сказал Спаситель, значит, не надо предугадывать событий, а в свое время верным будет все открыто.

Скоро все оставят закон Божий и отпадут от веры, а потом опять станут приходить в чувство и обратятся, и будут жить по‑христиански, – предсказывал старец Нектарий, – Вы вините простой народ, а я виню, прежде всего, себя и других слуг Церкви. Не нас отстранили от мiра, мы сами добровольно отстранились от него. Не надо было ждать или искать чудесных откровений на небесах или в Писании.

У нас одно чудо: Божественная литургия. Это самое величайшее чудо, к нему нужно приникать. Мы ждали, когда к нам придёт мiр, после бунта, в состоянии смиренного покаяния, — и он пришёл, но не так, как мы ждали. Нам нужно было самим идти в мiр. Пассивное ожидание принесло нам погибель. И каждый из слуг Божиих несёт на себе печать ответственности за всё, что происходит сейчас в России, ибо своими неразумными действиями ослабили тело Церкви Христовой.

Когда пришёл искуситель, мы не смогли найти нужных слов, и ничего не смогли противопоставить ему. Пагубное смирение погубило нас и за это мы в ответе перед Господом. Он оставил нам пасти своё стадо, а мы оказались нерадивыми пастухами».

Старец Нектарий пророчествовал о грядущей «холодной» войне:
«Минует лет три десятка или более, и воздвигнем мы стены высокие, и будет слышен за этими стенами скрежет зубовный, и будет вражда тихая, но преопасная…».

* * *

Преподобный Нектарий скончался 12 мая 1928 года в селе Холмищи Брянской области. Пророчества старца продолжали сбываться и после его смерти.

Так, преподобный благословил своих духовных чад похоронить его не возле храма, а на сельском кладбище, при этом добавил, что и храм, и могилы возле него осквернят.

И в самом деле: из храма коммунисты сделали сельский клуб, где на месте алтаря проходили танцы. Но, и спустя многие годы, память о старце Нектарии сохранилась у верующих людей.

* * *

В 1989 году братия возрождающейся Оптиной пустыни прибыла на место погребения старца и начала копать. Сначала на глубине полтора метра нашли гроб схимонахини Нектарии (Концевич) – матери владыки Нектария Сеаттлийского и послушницы старца Нектария.

Потом ниже и чуть в стороне – гроб с честными останками старца Нектария, почитаемыми ныне как его святые мощи. Когда открыли гроб старца, все ощутили благоухание.

…В воскресенье 16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, было совершено торжественное перенесение честных останков старца Нектария с кладбища села Холмищи в Оптину.

Когда торжественная процессия двигалась по обители, от них вновь и вновь исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. Старец радовался возвращению домой, в родную обитель. А многочисленные богомольцы радовались, что стали свидетелями этого чуда.

И, как-будто антиминс на престоле, честные останки – святые мощи были положены в основание поднимавшейся из руин обители. По Промыслу Божиему это случилось ещё прежде, чем были восстановлены храмы Оптиной, и внешний вид обители утратил признаки разорения.

Преп. Нектарий в лике оптинских святых. Фрагмент фрески в Введенском Соборе Оптиной пустыни

В 1996 году старец Нектарий был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а 13-16 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен для общецерковного почитания.

* * *

Так начало исполняться одно из самых утешительных предсказаний старца Нектария:
«Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов».

И сейчас к раке с мощами преподобного Нектария в Введенском соборе Оптиной пустыни за духовным советом, исцелением приезжают паломники не только из разных регионов России, но и из-за рубежа.

Преподобне отче Нектарие, моли Бога о нас!

 

Подготовил Николай Головкин