Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние мож­но стя­жать пос­ре­д­ством пос­лу­ша­ния. Че­ло­век, под­чи­ня­ю­щий свою во­лю ду­хов­но­му ру­ко­во­ди­те­лю сво­е­му, по­беж­да­ет гор­дость и при­об­ре­та­ет сми­ре­ние.

преп. Варсонофий

Без сми­ре­ния нель­зя быть уче­ни­ком Хрис­то­вым. Без сми­ре­ния серд­це че­ло­ве­ка не при­мет, не ус­во­ит се­бе Хрис­то­ва уче­ния. Сми­ре­ние серд­ца вну­ша­ет че­ло­ве­ку быть по­кор­ным во­ле Бо­жи­ей, при­ни­мать по­кор­но все, что Гос­по­ду угод­но бу­дет пос­лать че­ло­ве­ку на жиз­нен­ном пу­ти его, по­ко­рять свой ум, свое рас­суж­де­ние, свои хо­те­ния в пос­лу­ша­ние Хрис­то­во.

преп. Никон

Сми­рись пе­ред Бо­гом. Сми­ряй­ся по си­ле и пред людь­ми. Не за­зи­рай ни­ко­го. А прошт­ра­фишь­ся – сей­час кай­ся: Гос­по­ди, прос­ти! Гос­по­ди, по­ми­луй! Гос­по­ди, по­мо­ги!

преп. Анатолий

Солнце да не зайдёт
во гневе вашем

Как часто за день мы впадаем в раздражительность и гнев? Наверное, не редко. Ведь и поводов для этого найдётся множество: в семье, на работе, в транспорте. Кто-то не то сказал, кто-то не так посмотрел — и всё, началось; а ведь с утра было такое хорошее настроение, угораздило же меня встретить этого… нарушителя моего внутреннего покоя и умиротворения.

Прп. Макарий Оптинский

Но действительно ли главная причина нашего возмущения заключается в ком-то или в чём-то? Преподобный Макарий Оптинский в своих письмах так отвечает на этот вопрос: «Вы говорите, что не можете перенести укоризны и обличения, и остается в вас внутреннее мщение. Это, значит, в вас сильно действует яростная часть, от гордости происходящая. Вы, кажется, мирны, спокойны, когда никто не беспокоит вас; a страсть внутри лежит; при какой-нибудь противности она воспаляется и действует. И так тот, кто нас трогает, только показывает нам оную, дабы мы попеклись об исцелении…»

В другом письме старец Макарий указывает и на способы борьбы с этой страстью: «Говорите, что дух находится в раздражительности и в неудовольствии против всех. На сие надобно обращать больше внимания, понуждать себя к любви и смирению. Чрез понуждение себя и самоукорение получите помощь Божию и успокоение. Вы, проходя подвиг своей жизни, имели более в виду и в действии внешнее делание: пост, правило молитвенное и проч., a на внутреннее делание, может быть, мало обращали внимания. И потому, полагаю, не имеете мира в себе. Раздражительность показывает вам внутреннее ваше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, терпением, любовию, a не вниманием к слабостям ближних и не осуждением; но иногда и вам наносят оскорбления, и конечно не без промысла Божия, чтобы показать вам вашу немощь, и дать средство к исцелению, борьбою, сопротивлением и смирением. A видя свою немощь, надобно смиряться и считать себя последнейшею всех».

А вот ещё совет: «Вы жалуетесь на душевную свою немощь, – раздражительность; кажется, вы довольно знаете, что надобно с сею страстию сражаться и противоборствовать оной; не уклоняться случаев, раздражающих вас, но считать их посланными от Бога, ко уврачеванию вашему. Крепко надобно противостоять, a, когда случится пасти, не мешкая восставать с покаянием и самоукорением; a не малодушествовать и смущаться; малодушие показывает гордое устроение и веселит врага, чрез что он покушается еще более наводить сии язвы; a, когда будете себя укорять, a не других, смиритесь; и язвы вражие упразднятся».

Нужно помнить, что и мы ежедневно прогневляем Бога, и Он нас всё-таки терпит и многое прощает. К тому же Господь дал нам хорошую возможность к приобретению Его милосердия, а именно: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). А чтобы легче было исполнить эту заповедь, будем «призывать в помощь Бога, ибо мы не можем без Него творити ничесо́же» (см. Ин. 15, 5).