Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли кто те­бя оби­дит, не расс­ка­зы­вай ни­ко­му кро­ме стар­ца, и бу­дешь мир­на. Кла­няй­ся всем, не об­ра­щая вни­ма­ния, от­ве­ча­ют ли на пок­лон или нет. Сми­рять­ся нуж­но пред все­ми и счи­тать се­бя ху­же всех. Ес­ли мы не со­вер­ши­ли прес­туп­ле­ний, ка­кие со­вер­ши­ли дру­гие, то это мо­жет быть по­то­му, что не име­ли к то­му слу­чая,– обс­та­нов­ка и обс­то­я­тель­ства бы­ли дру­гие. Во вся­ком че­ло­ве­ке есть что-ни­будь хо­ро­шее и доб­рое; мы же обык­но­вен­но ви­дим в лю­дях толь­ко по­ро­ки, а хо­ро­ше­го ни­че­го не ви­дим.

преп. Амвросий

Сми­ре­ние – это неч­то ве­ли­кое и бо­же­ст­вен­ное, а путь к не­му – счи­тать се­бя ни­же всех. Что это зна­чит, счи­тать се­бя ни­же всех? Не за­ме­чать чу­жих гре­хов. Смот­реть на свои гре­хи. Пос­то­ян­но мо­лить­ся.

преп. Никон

Сми­рять се­бя все­ми си­ла­ми ста­рай­ся. И мысль, что те­бя не лю­бят, есть чис­то бе­со­вс­кая. К то­му ж мы обя­за­ны, что­бы всех лю­бить, но чтоб нас лю­би­ли, мы не сме­ем тре­бо­вать.

преп. Анатолий

Вам посвящаю себя

Смч. Вениамин (Казанский)

Статья из цикла публикаций посвящённых священномученику Вениамину (Казанскому), приуроченных к изданию Оптиной Пустынью жития святителя.


18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и 2 апреля того же года назначен ректором Самарской духовной семинарии. Получив назначение в Самару, он сразу же отправился к месту своего нового служения. После первой отслуженной им здесь литургии он обратился к своим новым воспитанникам-семинаристам со словом. «Посмотрите на меня, – сказал он. – Я являюсь к вам в черной рясе, которая показывает, что человек отрешился от мiра и всего, яже в мiре (см. 1Ин. 2, 15). Для чего? Для того, чтобы, не связанный мирскими попечениями и семейными заботами, мог всецело отдать себя на служение другим людям. В данное время для меня такими людьми являетесь вы, дорогие питомцы. Я к вам прихожу и на служение вашим интересам посвящаю себя».

Впоследствии отец Вениамин писал о принципах своего педагогического служения: «Во всех моих действиях по воспитательной части одна была у меня цель, одна путеводная звезда: благо воспитанников. Мои старания направлялись к тому, чтобы не дать им как-нибудь камней под видом хлеба (см. Мф. 7, 9). Мне хотелось давать им то, что питало бы организм и способствовало его укреплению, росту и развитию. В своих поступках я справлялся не с тем, нравится ли то или другое действие воспитанникам, может ли заслужить от них похвалу в данное время, а с тем, насколько оно полезно для них и как они благодарны будут за него впоследствии. Словом и делом, всегда и всюду я внушал им внимательное, добросовестное отношение к своим обязанностям. Люди, и особенно простые, смотрят на воспитанников духовной семинарии как на своих будущих духовных отцов, поэтому и предъявляют к ним особые требования. Нужно держать себя так, чтобы всякий посещающий семинарию, особенно храм ее, мог сказать: да, здесь готовятся будущие пастыри Церкви Христовой».

В те годы остро обозначилась ставшая уже серьезной проблема: получающие духовное образование во все большем количестве уходили в светские учебные заведения и устраивали свою дальнейшую жизнь, занимая гражданские должности, отчего приходы стали испытывать недостаток в подготовленных пастырях. Высказывая свое сожаление об этом, инспектор Самарской семинарии Дмитрий Николаевич Дубакин, обращаясь к выпускникам, сказал: «Многие из вас остались после смерти родителей сиротами, без всяких средств к жизни, и, однако ж, это не помешало вам окончить курс. Церковь для вас была поистине заботливой матерью: она дала вам возможность получить не только низшее, но и среднее образование, а некоторым из вас даст и высшее. Поэтому она желает и даже имеет право надеяться, что вы или непосредственно после семинарии, или после окончания высших учебных заведений вернетесь к ней заплатить свой сыновний долг – положить на служение ей свои силы».