Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да не оболь­ща­ет нас враг-ди­а­вол! Ес­ли кто ви­дит, что силь­но его укос­не­ние во гре­хе, что грех при­об­рел над ним боль­шую власть, поль­зу­ясь заб­ве­ни­ем и не­ра­зу­ми­ем его, что уп­лыл он да­ле­че в мо­ре гре­хов­ное, что до­лог и тру­ден путь возв­ра­ще­ния к Бо­гу,– пусть не уны­ва­ет, тре­бу­ет­ся лишь иск­рен­нее же­ла­ние возв­ра­тить­ся к Бо­гу, а Он уже ждет нас.

преп. Никон

Ког­да хо­чешь по­лу­чить ис­тин­ный по­кой ду­шев­ный, то пос­лу­шай Гос­по­да, за­по­ве­дав­ше­го нам: на­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем: и об­ря­ще­те по­кой ду­шам ва­шим (Мф. 11, 29). Ви­дишь, че­му бо­лее по­ве­ле­ва­ет Гос­подь на­у­ча­ти­ся – сми­ре­нию и кро­тос­ти, ко­то­рые толь­ко мо­гут нас ус­по­ко­ить, но на­у­ка эта не от од­но­го ра­за и не в один день или год при­об­ре­та­ет­ся, но мно­гим вре­ме­нем, по­нуж­де­ни­ем се­бя и по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

Что­бы не иметь ни­ка­кой скор­би и вдруг по­лу­чить спо­кой­ствие – это от­нюдь не воз­мож­ное де­ло; ког­да все страс­ти по­бе­дим, унич­то­жим гор­дость и стя­жем сми­ре­ние, тог­да об­ря­щем и по­кой, ибо и Гос­подь по­ве­лел учить­ся от Не­го кро­тос­ти и сми­ре­нию, для об­ре­те­ния по­коя (Мф. 11, 29).

преп. Макарий

Заступница усердная,
Мати Господа Вышняго 21 июля – Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), престольный праздник Оптиной пустыни

160 лет (1859) назад настоятель обители преподобный Моисей (Путилов) совершил малое освящение обновленного храма во имя Казанской иконы Божией Матери по случаю окончания стенной росписи и позолоты иконостаса.

Торжественными богослужениями дважды в год – 21 июля и 4 ноября – во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь отмечают престольный праздник в честь одной из главных святынь нашего Отечества – Казанской иконы Божией Матери.

Недалеко от южных ворот, через которые паломники ежедневно входят в обитель, южнее Введенского собора, стоит внушительный по размерам Казанский храм.

В Казанском храме, самом большом в Оптиной пустыни, три предела: центральный, в честь Казанской иконы Божией Матери; южный, в честь Воздвижения Креста Господня; северный, в честь святых великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата.

Здесь ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни – всенощные бдения и поздние Литургии.

* * *

Казанский храм, возведение которого началось в 1805 году, построил возродитель обители игумен Авраамий († 14 января 1817 года). Он был строителем и настоятелем Оптиной пустыни более 19-ти лет (1797-1817).

Благодаря игумену Авраамию пришедшая в полный упадок Оптина пустынь была воссоздана, число братий возросло с 3 человек в 1797 году до 18 в 1800-м и 26 в 1802-м. В 1809 году к оптинскому штату было прибавлено 23 вакансии, так что число монашествующих составляло уже 30 человек, а в 1840 году вместе с послушниками – 40 человек.

С прибытием отца Авраамия Оптина пустынь, почти близкая тогда к упразднению, едва сохранившая жизнь только трёх монахов глубокой старости, вновь возродилась в тихое пристанище для последующих обитателей-подвижников.

* * *

Среди самых ярких событий в истории обители – появление в Оптиной чудотворной Казанской иконы Божией Матери и построение собора в честь этой иконы.

Архимандрит Леонид (Кавелин, 1822-1891)1, автор первого исторического описания Оптиной, так рассказывает об этом событии:

«Во время обновления Оптиной пустыни приснопамятным настоятелем её отцом Авраамием, когда разбирали старую деревянную ограду, в числе прочей братии находился на этой работе и иеромонах Макарий, впоследствии – архимандрит Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Он имел несчастье упасть с верху ограды на том самом месте, где ныне утверждён фундамент Казанской церкви, и очень сильно ушибся.

Во время своей жестокой болезни благочестивый инок молил Пречистую Богородицу да продлит ему лета живота. И вот в сонном видении увидел он себя в доме помещицы Козельского уезда села Фроловского Елены Семёновны Сабуровой слёзно молящимся пред Казанскою иконою Божией Матери, ей принадлежащей. Проснувшись после сего благодатного видения, отец Макарий почувствовал облегчение от болезни и в то же время дал от полноты благодарного сердца обет – по совершенном выздоровлении ехать в дом госпожи Сабуровой и отслужить там молебен виденному им во сне образу Богоматери.

По исполнении этого обета отцом Макарием госпожа Сабурова в разговоре объявила ему, что имеет намерение построить в одном из своих сёл храм во имя сего образа, прибавив при том: «А если согласитесь устроить его в Оптиной пустыни, то я с радостью отдам эту икону вам в обитель и сверх того пожертвую деньги на постройку».

Возвратясь в обитель, иеромонах Макарий передал желание госпожи Сабуровой игумену Авраамию. Тот, приняв это известие за знак особой милости Божией к их обители, немедленно решил устроить на месте происшествия, послужившего поводом к предложению госпожи Сабуровой, тёплую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Исполняя обещание, госпожа Сабурова вместе с упомянутою иконою прислала отцу Авраамию значительную сумму денег на церковное строение, а иеромонах Макарий, по усердию своему, ездил собирать подаяния на окончательную отделку храма»1.

* * *

Возведение Казанского храма растянулось на 6 лет и завершилось в 1811 году. Денег Сабуровой не хватило на отделку, поэтому иеромонах Макарий добровольно обходил соседние села, пока не собрал все необходимые средства.

Новый храм с самого начала занял почётное место в епархии: в 1811 году освящать его главный предел приехал сам епископ Калужский и Боровский Евлампий (Введенский; 1756-1813).

Через 4 года, в 1815 году, южный, Воздвиженский предел освятил новый управляющий епархии Преосвященный епископ Евгений (Болховитинов; 1767-1837), а северный, Георгиевский предел – настоятель Новоспасской обители, историк Русской Православной Церкви, автор семитомного труда «История российской иерархии» архимандрит Амвросий (Орнатский; 1778-1828) (епископ Старорусский, викарий Новгородской митрополии (1816), епископ Пензенский и Саратовский (1819-1825)1.

Северный предел был первоначально в честь одного великомученика – святого Георгия Победоносца. В 1837 году, после перестройки Введенского собора, находящийся там предел в честь великомученика Феодора Стратилата был перенесён в Казанский храм в северный предел. Таким образом, предел стал в честь двух великомучеников.

* * *

В 1859 году настоятелем Оптиной преподобным Моисеем (Путиловым, 1782-1862)1, по случаю окончания стенной росписи и позолоты иконостаса, совершено малое освящение обновленного Казанского храма.

При настоятеле преподобном Исаакие (Антимонове, 1810-1894)1 храм расширен со стороны паперти, и во вновь построенной части устроены хоры и помещение для ризницы, а внизу подвал.

* * *

После революции и преобразования монастыря в сельхозартель Казанский храм оставался действующим дольше других храмов обители.

Он был закрыт по распоряжению властей на день Преображения Господня в 1923 году. В советские годы в обители располагалось сельхозучилище.

Через несколько десятков лет от Казанского храма осталось всего три стены, а в его алтаре стояла сельхозтехника. Руины некогда величественного храма производили удручающее впечатление, и от былого великолепия не осталось ни следа.

А старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

* * *

Три десятка лет назад в Оптиной пустыни стал возрождаться мужской монастырь, началась трудная работа по воссозданию поруганных и разрушенных святынь обители.

«Парапет храма в честь Казанской иконы Божией Матери блистает знакомой чистотой отделки, гладкостью и ровностью линий – глаз радуется, – вспоминает протоиерей Николай Булгаков, который в 1988 году трудником участвовал в возрождении Оптиной. – Не часто встретишь такую работу. Смотрю, как работает белокаменщик, бородач лет сорока Александр: по угольничку, не раз его прикладывая к обрабатываемому куску известняка, щеточкой сметая крошку.
– А я уж думал, – говорю, – что на Руси больше нет мастеров, которые умели бы делать по‑настоящему.
– Мало, – говорит он, задумываясь. И снова добавляет: – Мало.
– Храм делается таким же, каким был?
– Да, в точности, по фотографии 1892 года»1.

Трудами монастырских иконописцев стены Казанского храма украшены фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.

Вход в Казанский храм оформлен живописным крыльцом и находится с западной стороны. Скатная кровля завершается ярким синим полукуполом, украшенным большими золочеными звёздами. Над ним возвышается высокий глухой барабан с позолоченной луковичной главкой и большим крестом.

С трёх сторон церковное здание оформлено классическими портиками с треугольным фронтонами, а с востока завершается полукруглой храмовой абсидой.

За ней начинается территория монастырского некрополя. Здесь нашли покой насельники, монахи и благотворители обители.

В склепах у солеи Казанского храма в XIX веке были захоронены три преподобных старца Оптинских – Моисей1 и Антоний1 (братья Путиловы) и Исаакий I (Антимонов)1.

В 1990-х годах их честные мощи были обретены и сейчас покоятся во вновь устроенных склепах на том же месте. Их святые мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих.

* * *

28 июля 1996 года, в день Крещения Руси, во время визита в Оптину Святейший Патриарх Алексий II освятил все три престола возрождённого Казанского храма.

Неоднократно посещал Оптину и Святейший Патриарх Кирилл.

Так, 20 июля 2017 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший совершил всенощное бдение в Казанском храме Оптиной пустыни. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим со словом:

«…Сердце моё всегда открыто к Оптиной обители, с самого первого моего посещения, – подчеркнул Предстоятель нашей Церкви. – Я часто думаю о жизни Оптиной обители, со своей стороны стараюсь делать все для того, чтобы поддержать вас и молитвами, и тогда, когда ко мне обращаются с просьбами. Считаю, что ваше служение, которое является наследством славного прошлого, хорошо всем известного, и сегодня имеет особое значение. Оптина должна оставаться тем, чем она была на протяжении всей истории, а это требует от каждого монаха, который вселяется в сию обитель, очень ответственного отношения за своё пребывание в этих стенах, за своё служение, за свой образ жизни и образ мыслей…».

* * *

И в праздники, и в будни в возрождённой Оптиной вновь многолюдно. Многие паломники приезжают сюда уже не в первый раз. И для них обитель стала духовной родиной.

С престольным праздником, наша благодатная Оптина!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!


«Люблю тебя, любвеобильная Оптина». Первое историческое описание обители. См.: https://www.optina.ru/18_pervoe_istoricheskoe_opisanie/

Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1847.

Там же

Преподобный Моисей Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_short/

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов). См.: https://www.optina.ru/starets/isaakiy1_life_short/

Протоиерей Николай Булгаков. Оптина пустынь. Начало. См.: https://ruskline.ru/analitika/2013/06/03/optina_pustyn_nachalo/

Преподобный Моисей Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/moisey_life_short/

Преподобный Антоний Оптинский. См.: https://www.optina.ru/starets/antoniy_life_short/

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов). См.: https://www.optina.ru/starets/isaakiy1_life_short/

Подготовил Николай Головкин