Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто соз­на­ет се­бя не­дос­той­ным греш­ни­ком, тот пла­чет о сво­их гре­хах. А соз­на­ю­щий свое не­дос­то­и­н­ство и пла­чу­щий о сво­их гре­хах не мо­жет под­вер­гать­ся гне­ву. Он бу­дет кро­ток по при­ме­ру Спа­си­те­ля, Ко­то­рый ска­зал: На­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем (Мф. 11, 29).

преп. Никон

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

преп. Никон

Грех, прик­ры­тый ли­чи­ною доб­ра, подк­ра­ды­ва­ет­ся и пов­реж­да­ет ду­ши не по­ве­ря­ю­щих се­бя Еван­ге­ли­ем. Еван­гельс­кое доб­ро тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния, „от­ре­че­ния от сво­ей во­ли и ра­зу­ма".

преп. Никон

«Любить Бога всем сердцем есть основание всякого блага»

В дни Великого Поста мы стараемся чаще бывать в храме на богослужении, укрепляться таинствами Покаяния и Причащения, а также чаще читать Евангелие, чтобы слышать голос Самого Христа и свою жизнь строить по Евангельскому учению.

В Евангелии Господь заповедал всем христианам: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37); «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

В толковании на эти евангельские стихи святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Итак, первая заповедь (Мф. 22, 38) учит всякому виду благочестия. Ибо любить Бога всем сердцем есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое [отношение] к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя».

Любовь предполагает всегдашнее памятование и постоянную устремленность к объекту своей любви. Земная любовь и привязанность может быть очень сильной. Насколько же сильнее и глубже должна быть любовь небесная?

Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал ученикам следующий случай из своей жизни:
«Помню, лет сорок, а то и пятьдесят тому назад, был я в одном доме. Собралось там много гостей. Одни, как водится в миру, играли в карты, другие разговаривали, потом начались танцы. Это не был настоящий бал, как-то все вышло неожиданно. На этом вечере была девушка удивительной красоты. Ни в чем она не принимала участия. Потом вдруг встала, подошла к роялю и начала играть. Чувствовалось, что она совершенно ушла от окружающей обстановки, ушла в себя, в свой внутренний мир и, пожалуй, в эти звуки. Стояла чудесная лунная ночь. Долго играла девушка, а когда наигралась, подошла к окну и задумалась. Меня все это заинтересовало, и я решил с ней познакомиться. Подхожу к одной даме и спрашиваю:
– Знаете ли вы такую-то?
– Знаю.
– Познакомьте меня с ней.
– Познакомить-то я могу, только стоит ли? Уверяю вас, что она совсем неинтересна, ничего вы в ней не найдете.

Я познакомился с этой девушкой. Ей было не помню сколько лет, но не менее двадцати. Она оказалась очень глубокой натурой, жившей своей внутренней жизнью. Она любила, и любила так, как умеют любить только такие люди.
– Понимаете, он все, чем я живу, свет моей жизни, им все наполняется вокруг меня и во мне; без него все – мрак, все – темнота, и жизнь теряет всякий смысл. Я ему отдала всю себя, свою душу, свое сердце.
– Где же он?
– Страшно сказать.
– Что, далеко уехал?
– Нет, умер.
– И вы мертвого любите?
– Да, люблю, и никого другого не полюблю. Все у него, все он унес с собой в могилу, а у меня ничего не осталось.

Недолго продолжалось мое знакомство с этой девушкой, скоро она уехала в Самару, но то время, пока я ее знал, она оплакивала свою первую любовь.
– Я никогда не полюблю другого, – упорно повторяла она.

Эта встреча была пятьдесят лет тому назад. Если бы я встретил эту девушку теперь, я бы знал, что ей сказать.

Я бы сказал:
– Вы говорите, что не полюбите другого? А я вам советую полюбить знаете кого? Господа Иисуса Христа! Вы хотели отдать свое сердце человеку – отдайте его Христу, и Он наполнит его светом и радостью, вместо мрака и тоски, оставшихся вам после любви к человеку».

Так и вам говорю: иные, быть может, пережили такое чувство, и, наполовину угасшее, оно теплится чуть видной искрой в вашем сердце – затушите эту искру! Другие, может быть, сейчас переживают самый разгар этого чувства – гоните его, не отдавайте ему своего сердца, так как его требует Господь Себе. «Даждъ Ми, сыне, твое сердце…» (Притч. 23, 26), – обращается Он к человеку. Не давайте сердцу привязываться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в свободном сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе обитель Господь. Основание всего закона Божия – любовь к Богу и ближним. Старайтесь возлюбить Господа. Как достичь этого? Он Сам сказал об этом: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя…» (Ин. 14, 21). Итак, по слову Самого Господа, путь к Нему, к Божественной любви один – исполнение заповедей Его…»

Таким образом, любовь к Богу – это любовь деятельная, укрепляющая и созидающая.

Преподобный Макарий Оптинский указывал три условия достижения любви к Богу:
• хранение заповедей Божиих
• страх Божий
• немысленное к Богу восхождение (т.е. памятование и молитвенное обращение)

Своим чадам старец Макарий писал: «Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее, – ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его слову: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» (ср. Ин. 14, 21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением, правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собой тесным союзом, одна без другой не может совершиться по слову святого апостола Иоанна: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец (1Ин. 4, 20)».

Заглянув в свое сердце в покаянные дни Великого Поста, поймем, как своими грехами мы отдаляемся от Бога и как в таинстве покаяния получаем укрепление в борьбе со страстьми и дар любви к Богу, ибо, по словам преподобного Макария Оптинского, «исполнивший любовь исполнил весь закон». 

В.В. Каширина