Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы ис­пол­нять за­по­ве­ди Хрис­то­вы, на­до знать их. Они из­ло­же­ны в Еван­ге­лии. Чи­тай­те Свя­тое Еван­ге­лие, про­ник­ни­тесь ду­хом его, сде­лай­те его пра­ви­лом жиз­ни сво­ей, нас­толь­ной кни­гой. Во вся­ком пос­туп­ке и жиз­нен­ном воп­ро­се пос­ту­пай­те сог­лас­но с уче­ни­ем Еван­ге­лия. Это – един­ствен­ный свет жиз­ни на­шей.

преп. Никон

Ка­кие див­ные сло­ва в Еван­ге­лии... Ка­кую бы ни взять дру­гую кни­гу, да­же са­мо­го луч­ше­го пи­са­те­ля, но ес­ли ее мно­го раз чи­тать, она мо­жет на­до­есть. А Еван­ге­лие – чем боль­ше его чи­та­ешь, тем боль­ше по­лу­ча­ешь уте­ше­ния и вся­ких бла­гих чувств.

преп. Никон

Со­ве­тую по­ча­ще и по­дол­гу чи­тать Еван­ге­лие, осо­бен­но от Ио­ан­на. Чи­тать так, что­бы толь­ко твои уши слы­ша­ли: по­ни­ма­ешь – не по­ни­ма­ешь, чи­тай. Бла­го­дат­ное сло­во еван­гельс­кое силь­но про­го­нять ску­ку и уны­ние и ус­по­ко­ит, толь­ко чи­тай по­боль­ше и по­доль­ше.

преп. Амвросий

23 октября –
память прп. Амвросия –
самого известного Оптинского старца

Преп. Амвросий Оптинский

Старчество на протяжении целого столетия определяло духовный облик Оптиной пустыни. Именно благодаря старчеству она стала одним из основных центров духовного возрождения России. Сюда стекалось множество паломников, привлекаемых возможностью окормления духоносных старцев. И все эти страждущие души получали великое утешение от пребывания в святой обители. «Здесь хорошо весной, когда зацветут яблони и зажужжит пчела над сладким цветом; – восторгался Оптиной Евгений Поселянин, – хорошо летом, когда от политых с вечера цветов понесутся ароматы, а старые сосны величаво уснут под лунным небом; хорошо осенью, когда приветливые огни зовут в келии, к святым беседам; хорошо зимой, когда каждая хвоя красуется и играет, разубранная морозом и солнцем, а лучше всего тут было, – невыразимо светло и отрадно, – когда тут жил отец Амвросий». При нем Оптина достигает своего расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех ее концов. Одарённый духовным рассуждением, острой памятью и словом, преподобный с одинаковой любовью принимал всякого приходящего к нему. Его беседы были преисполнены мудрости и глубокого смирения; они согревали охладевшие сердца, открывали душевные очи, просвещали разум, призывали людей к раскаянию, душевному миру и к духовному возрождению, они покоряли сердца людей, вселяя в них благодатный мир и тишину. Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с сострадательностью, с удивительной, чисто материнской, нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Он умел скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки, часто говоря краткими афоризмами стихотворной формы. «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно», «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог», «Кто уступает, тот больше приобретает», «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Такими простыми словами он доносил народу глубокие истины духовной жизни. Незнакомый человек мог прийти к нему, а он знал его жизнь, и обстоятельства, и зачем он сюда пришёл. Для старца не существовало тайн – он видел всё. Его взгляд проникал до самых глубин человека, ничто не могло от него скрыться, но тем не менее присутствовало чувство исключительной лёгкости, внутреннего освобождения, радости. Он всегда видел состояние души своего собеседника, умел каждому подать благодатную помощь. Несмотря на свои тяжелейшие болезни он вселял такую радость в сердца приходящих к нему, что человек, выходя из маленькой кельи старца как на крыльях летел, возрожденный к новой жизни. И не случайно на его надгробии – надпись из Священного Писания: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22). Это в полной мере выражает его жизнь, всецело посвященную служению людям и ту его безграничную любовь к страждущему человеку, которая «и сегодня и через тысячу лет – все та же».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь