Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пос­то­ян­но от­рад­ная жизнь при­во­дит к не­от­рад­ным весь­ма пос­ле­д­стви­ям. И в при­ро­де ви­дим, не всег­да при­ят­ная вес­на и пло­до­род­ное ле­то, а бы­ва­ет и дожд­ли­вая осень, и хо­лод­ная снеж­ная зи­ма, и по­ло­водье, и раз­ные вет­ры и бу­ри, и сверх то­го не­у­ро­жай и го­лод, и раз­ные смя­те­ния и бо­лез­ни, и иные мно­гие бе­ды. Все это пот­реб­но, что­бы че­ло­век на­у­чил­ся бла­го­ра­зу­мию, тер­пе­нию и сми­ре­нию. Так как в бла­го­по­лу­чии боль­шей час­тию он за­бы­ва­ет­ся, а в раз­лич­ных скор­бях де­ла­ет­ся бо­лее вни­ма­тель­ным к сво­е­му спа­се­нию.

преп. Амвросий

Ес­ли че­ло­век тер­пит скор­би с по­кор­ностью во­ле Бо­жи­ей, ис­по­ве­ду­ясь во гре­хах сво­их, то чрез это из­бав­ля­ет­ся от тя­го­ты веч­ных му­че­ний. По­э­то­му луч­ше по­тер­пим здесь неп­ри­ят­нос­ти, как бы они тяж­ки ни бы­ли, воз­вер­зая пе­чаль свою на Гос­по­да и мо­лясь Ему со сми­ре­ни­ем, да из­ба­вит нас от ма­ло­ду­шия и от­ча­я­ния, ко­то­рые ху­же вся­ких гре­хов.

преп. Амвросий

Го­ре на­ше­му вре­ме­ни; ны­не тес­ный и при­с­корб­­ный путь, ве­ду­щий в жи­вот веч­ный, ос­тав­ля­ем, а ищем от­рад­но­го и спо­кой­но­го, но Ми­ло­сер­дый Гос­подь не­воль­но сво­дит с се­го пу­ти мно­гих и пос­тав­ля­ет на прис­ко­рб­ный. Не­воль­ны­ми скор­бя­ми или бо­лез­ня­ми приб­ли­жа­ем­ся ко Гос­по­ду, ибо они нас не­воль­но сми­ря­ют, а сми­ре­ние, ког­да оное стя­жем, и кро­ме дел мо­жет нас спас­ти, по сло­ву свя­то­го Иса­ака Си­ри­на.

преп. Макарий

День памяти оптинских преподобномучеников
Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова) и мученика Бориса (Козлова)

5 декабря наш монастырь вспоминает пятерых братьев, претерпевших мученическую кончину. Гонения за веру двадцатого века объединили судьбы этих людей в общее житие.

Четыре будущих преподобномученика — монахи Оптиной пустыни — пришли в монастырь в начале двадцатого века, приняли постриг и окормлялись у оптинских старцев того времени. После закрытия монастыря насельникам обители пришлось перебраться в Козельск, где они поселились в одном доме и зарабатывали на жизнь, помогая по хозяйству «кому что требовалось». На церковные службы собирались в Благовещенской церкви, продолжая и в эти смутные времена вести монашеский образ жизни.

В этом же храме пел на клиросе Борис Козлов. В 1926 году он был церковным старостой в селе Покровское, но храм был закрыт, а старосте назначили такое задание по дровозаготовкам, чтобы выполнить его он не смог, за что и был наказан. После отбытия наказания Борис Козлов перебрался в Козельск, служил при местной больнице, а все свободное время отдавал церкви, где и познакомился с монахами.

В конце октября 1937 года четырех монахов Оптиной и Бориса Козлова арестовали. Им предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности. Обвинение было основано на показаниях свидетелей: монахи говорили, что раньше им жилось лучше, чем теперь при советской власти; продолжали общаться с другими «церковниками» — священниками и монашествующими… Арестованные признают пересказанные слова, но не признают обвинения в том, что планировали свержение советской власти.

21 ноября/4 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех пятерых к расстрелу. Престольный праздник обители они встретили в молитве здесь, на земле, а на следующий день были расстреляны и погребены в общей безвестной могиле.

Сегодня мы вспоминаем их подвиг и просим: «Молите Бога о нас!»

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь