Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

С днем памяти преподобного
Антония Оптинского!

Прп. Антоний Оптинский

Два брата, старший Тимофей и младший Александр Путиловы, были воспитаны в благочестивой и религиозной семье, тяготели к духовной жизни. Александр, будущий преподобный Антоний, покинул мир не сразу. Он послужил комиссионером, побывал во французском плену и уже в возрасте 20 лет удалился в Рославльские леса, где подвизался его старший брат Тимофей.

В 1820 году Александр принял монашеский постриг с именем Антоний, восприемником и духовным наставником стал его старший брат, к которому он всю жизнь сохранял послушание и почтительность.

В 1820 году братья переезжают в Оптину и начинают новую историю монастыря. Монах Антоний становится начальником скита. При этом он сохраняет послушание старшему брату, к тому времени — настоятелю Оптиной пустыни, и всегда действует по его благословению. Удивительным тактом и кротостью должен был обладать молодой монах для того, чтобы встать во главе скитской братии — монахов, старше его по возрасту и уже умудрённых опытом духовной жизни. Насельников скита было немного, все они были «престарелы и немощны», поэтому скитоначальнику приходится трудиться за всех и в саду, и в трапезной, и на кухне. При этом, несмотря на повседневные служения, в скиту устанавливается порядок церковных служб и продолжается непрерывное чтение Псалтири. Дерзновение в молитве, другие духовные дары иеромонаха Антония не остаются сокровенными и привлекают в монастырь множество верующих.

Пробыв в должности скитоначальника 14 лет, иеромонах Антоний получает новое назначение и становится настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря. Батюшка писал о том, как трудно далось ему это изменение: к тому времени уже больному монаху Антонию пришлось уехать из созданного его трудами скита, покинуть любимого брата и старца. Но получает он на своём пути духовные укрепления и успешно управляет порученным ему монастырем. Лишь в 1853 году священноначалие разрешило батюшке вернуться в Оптину на покой.

Будучи на покое отец Антоний не вмешивался в управление монастырём, избегал даже давать советы, но принимал паломников, стремившихся к нему за утешением. Опять проявляется его удивительное послушание: несмотря на стремление к уединенной жизни он несёт свой крест, поддерживает и успокаивает приходящих к нему, помогая прийти к искреннему покаянию. Со своими духовными чадами отец Антоний вёл переписку, которая сохранилась и была издана после его кончины. В этих письмах «ясно отпечатлелись все высокие душевные свойства любвеобильного старца».

Здоровье отца Антония ухудшилось в 1865 году. Он перестал принимать мирян, был пострижен в схиму и за 17 дней до кончины особорован. В то время батюшка причащался уже ежедневно. В последний день своей жизни, он, как истинный послушник, попросил настоятельского благословения в последний путь и скончался 20 августа 1865 года.

В 2000 году был прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Антония покоятся в Казанском соборе, рядом с мощами его брата преподобного Моисея.

Преподобный отче наш Антоние, моли Бога о нас!

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь