Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ду­шу спас­ти – не ла­поть сплес­ти.

прп. Лев

Каж­до­му из нас бо­лее долж­но за­бо­тить­ся о се­бе са­мом, о сво­ей ду­ше и о собствен­ной поль­зе ду­шев­ной, по­то­му что, по сло­ву Апос­то­ла, каж­дый из нас сам о се­бе воз­даст сло­во Бо­гу. У нас же пу­та­ни­ца от­то­го и про­ис­хо­дит, что мы все бо­лее склон­ны к вра­зум­ле­нию дру­гих и ста­ра­ем­ся не толь­ко убе­дить, но и ра­зу­бе­дить и до­ка­зать мно­го­раз­лич­ны­ми ар­гу­мен­та­ми.

прп. Амвросий

Все ос­та­вим на суд Бо­жий и пре­да­дим заб­ве­нию, за­бо­тясь толь­ко о сво­ем спа­се­нии; так пос­ту­пая, мо­жем об­рес­ти и мир ду­шев­ный, ос­тав­ляя свои пре­тен­зии на дру­гих. Ес­ли они не так действу­ют, то они за свои действия бу­дут от­ве­чать. Мы же по­за­бо­тим­ся о се­бе – и дов­ле­ет нам.

прп. Амвросий

О пользе постаиз письма преподобного Амвросия, старца Оптинского

Прп. Амвросий Оптинский

Надо вразумиться! Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать, и суда Божия не избежать, на котором воздастся комуждо по делом его. Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: Покайтеся! (Мк. 1, 15); Не приидо́х бо призва́ти пра́ведники, но гре́шники на покая́ние (Мф. 9, 13); Прииди́те ко Мне вси тружда́ющиися и обремене́ннии, и Аз упоко́ю вы; возьми́те и́го Мое́ на себе́ и научи́теся от Мене́, я́ко кро́ток есмь и смире́н се́рдцем, и обря́щете поко́й душа́м ва́шим (Мф. 11, 28-29). Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных грехами, и обещает успокоить их через искреннее покаяние и истинное смирение.

Пишешь, что ты видишь N во дни Святой Четыредесятницы только в субботу и воскресенье, и ходишь к ней пить мятку; а о чае тамошние сестры и не толкуют в Святую Четыредесятницу. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай, или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: Ца́рствие Небе́сное ну́дится, и ну́ждницы восхища́ют е (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, имже бог чре́во, и слава в студе́ их (Фил. 3, 19). И в псалмах сказано: заблуди́ша от чре́ва (Пс. 57, 4). Разумеется, – иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

Если N к светлому празднику оденется хоть в полупарад, я и этому буду очень рад. Не вотще читаем в одной молитве: "Господи, аще хощу, или не хощу, спаси мя". И в псалмах сказано: брозда́ми и уздо́ю че́люсти их востя́гнеши, не приближа́ющихся к Тебе́ (Пс. 31, 9).

1881 г., из письма прп. Амвросия Оптинского