Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как вра­чи ме­ди­ци­нс­кие, так и вра­чи ду­хов­ные не оди­на­ко­во пос­ту­па­ют. Од­ни боль­но­му все поз­во­ля­ют и пить и есть, а дру­гие ве­лят стро­гую ди­е­ту наб­лю­дать; так и ду­хов­ни­ки: од­ни все про­ща­ют и раз­ре­ша­ют, а дру­гие за все ис­тя­зу­ют и свя­зу­ют, а цель у всех од­на, чтоб ис­це­лить.

преп. Антоний

Ду­хов­ный отец, как столп, толь­ко ука­зы­ва­ет путь, а ид­ти на­до са­мо­му. Ес­ли ду­хов­ный отец бу­дет ука­зы­вать, а уче­ник его сам не бу­дет дви­гать­ся, то ни­ку­да и не уй­дет, а так и сгни­ет у это­го стол­па.

преп. Никон

Гос­подь Ии­сус Хрис­тос, мо­ля­щий­ся в са­ду Геф­си­ма­нс­ком, есть до не­ко­то­рой сте­пе­ни об­раз вся­ко­му ду­хов­ни­ку в от­но­ше­нии ду­хов­ных чад его, ибо и он бе­рет на се­бя гре­хи их. Ка­кое это ве­ли­кое де­ло, и что толь­ко ему при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать!

преп. Никон

День памяти преподобномученика
Пантелеймона (Аржаных)

Павел Тимофеевич Аржаных родился в Орловской губернии в 1872 году, с раннего возраста много помогал семье по хозяйству, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Семья была бедной, работать приходилось много. Несмотря на это, Павлу удавалось иногда приезжать в Оптину пустынь. Но перед окончательным приходом в монастырь была еще служба в армии, где Павел прошел обучение на фельдшерских курсах и стал ротным фельдшером.

В 1900 году Павел Тимофеевич приходит в монастырь. В монашестве, с учетом профессии и предваряя будущее послушника как мученика, ему дали имя в честь целителя и великомученика Пантелеймона. В 1911 году монах Пантелеймон был рукоположен в иеромонахи. Он несет послушание в лазарете Оптиной, а с 1915 года становится казначеем монастыря.

После закрытия монастыря власти начали изгонять монахов из обители. Тем, кто отрекся бы от монашества, давали возможность здесь жить, изгоняемым же выдавали две смены одежды и белья – и всё. Никто из оптинской братии от монашества не отрекся. Отец Пантелеймон перебрался в Козельск в 1925 году. К этому моменту там образовался «монастырь без стен» – около сотни монашествующих из Оптиной и Шамординского монастыря жили в городе, собираясь вместе на службы в городском храме. В 1926 году иеромонаха Пантелеймона возвели в сан игумена.

9 июня 1930 года в Козельске произошло столкновение крестьян с милицией и власти воспользовались этим поводом чтобы обвинить монашествующих в организации подпольного монастыря и намерении восстановить монархический строй. По этому обвинению, которое, конечно, не имело под собой оснований, отец Пантелеймон был приговорен к лагерному заключению и впоследствии был сослан в Елец, где и остался служить псаломщиком после ссылки.

Здесь его застали гонения 1937 года. И снова назначенные следователями «свидетели» дают показания о якобы контрреволюционной деятельности. Эти показания представляют собой пересказ проповедей отца Пантелеймона. В одной из них батюшка поминает замученного советской властью митрополита Петра Крутицкого и призывает всех православных «… быть такими же твердыми, каким был он, так же бороться с врагами веры православной, как боролся он…». Большего следствию и не нужно. Тройка НКВД вынесла приговор, по которому 29 ноября 1937 игумена Пантелеймона расстреляли и захоронили в общей безвестной могиле.

Батюшка, как и митрополит Петр Крутицкий, как и миллионы других мучеников за веру, остался тверд и верен Богу и Православию до конца.

Преподобномучениче Пантелеймоне, моли Бога о нас!

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь