Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рись пе­ред Бо­гом. Сми­ряй­ся по си­ле и пред людь­ми. Не за­зи­рай ни­ко­го. А прошт­ра­фишь­ся – сей­час кай­ся: Гос­по­ди, прос­ти! Гос­по­ди, по­ми­луй! Гос­по­ди, по­мо­ги!

преп. Анатолий

Все ни­че­го, ес­ли уко­ря­ем се­бя и сми­ря­ем­ся. А вот мно­гие на не­бо ле­зут, под­ви­ги нак­ла­ды­ва­ют на се­бя, а сми­рять­ся не хо­тят. Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь!

преп. Варсонофий

Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. Вся на­у­ка, вся муд­рость жиз­ни зак­лю­ча­ет­ся в сих сло­вах: Сми­рих­ся, и спа­се мя Гос­подь (Пс. 114, 5). Сми­ряй­тесь и тер­пи­те все. На­у­чи­тесь сми­ре­нию и тер­пе­нию, а в ду­ше имей­те мир. По­верь­те, у ко­го в ду­ше мир, то­му и на ка­тор­ге рай.

преп. Варсонофий

Одно из писем прп. Макария Оптинского в дни Пятидесятницы

Прп. Макарий Оптинский

Вот уже и Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие! – И так нечувствительно совершается годичное течение, с изменением торжеств, положенных Церковью, в воспоминание событий, нашего ради спасения совершившихся. – Верующая душа проникается более живой верой, благодарит и возвышается любовью к Творцу, растворяя оную глубочайшим смирением и перенося случающиеся всякого рода скорби, искушения и болезни, попускаемые промыслом Божиим к искусу нашей веры и любви к Нему; знает, что они временны, и что свободится от них, ежели не в то ж время, то непременно при разлучении души от соуз плоти; и ожидая оного часа, не боится смерти, но считает оную переходом в вечность и началом истинной жизни. Вот какие должны быть плоды попечения о нас матери нашей Церкви! Я умолчал здесь о делах веры, но само по себе разумеется, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), как и дела без веры (Евр. 11, 6). Благодари же Господа и за твою болезнь, которая непременно исцелит твои душевные язвы, ежели ты чувствуешь иметь оные, и не думай, чтобы ты лучше могла быть, бывши здоровою: Бог больше нас знает, что для нас полезно; и когда будет Его святая воля, то и исцеление получишь. Ты пишешь, что братец твой добр, но жалеешь, что не сохраняет постов и не считает их за должное исполнять, хотя и читает Евангелие и Апостол. Он читает, но силы его не понимает: а может быть за добродетель его и даст ему Господь разум истинный. В Евангелии же Господь сказал св. апостолам и, в лице их, к преемникам: "Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк. 10, 16), и вот какою великой властью и силой Иисус Христос облек Свою Церковь, дал ей власть вязать и решить: "аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех и аще свяжете на земли, будут связана на небеси" (Мф. 18, 18); и в другом месте: аще преслушает Церковь, буди тебе, яко же язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Св. апостолы установили св. посты, потом и преемники их, пастыри Церкви, на соборах то ж определили и расположили. Следовательно, это церковное законоположение должно быть твердо, ибо глава Церкви есть Сам Христос (Еф. 1, 22; 5, 23; Кол. 1, 18); и Церковь св. Апостол назвал столп и утверждение истины (Тим. 3, 15). Когда же преслушают св. апостолов и пастырей Церкви, то значит преслушают Самого Христа и Пославшего Его. Пусть о сем получше рассудит. Как бы ни были умны светские люди, но не могут сами собою руководствоваться в разумении Писания без Церкви; ибо св. Апостол велит повиноваться и покоряться наставникам, т. е. пастырям, согласно с повелением Господним (Евр. 13, 7-17).

И.М. 5 июня 1845 года.

Из письма прп. Макария, старца Оптинского