Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ник­то не дол­жен оп­рав­ды­вать свою разд­ра­жи­тель­ность ка­кою-ни­будь бо­лез­нию, — это про­ис­хо­дит от гор­дос­ти. А гнев му­жа, — по сло­ву свя­то­го апос­то­ла Иа­ко­ва, — прав­ды Бо­жия не со­де­ло­ва­ет (Иак. 1, 20). Что­бы не пре­да­вать­ся разд­ра­жи­тель­нос­ти и гне­ву, не долж­но то­ро­пить­ся.

прп. Амвросий

Разд­ра­жи­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха про­ис­хо­дит, во-пер­вых, от са­мо­лю­бия, что де­ла­ет­ся не по на­ше­му же­ла­нию и взгля­ду на ве­щи, а во-вто­рых, и от не­ве­рия, что буд­то бы ис­пол­не­ние за­по­ве­дей Бо­жи­их в нас­то­я­щем мес­те не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы.

прп. Амвросий

Ес­ли чувству­е­шь, что гнев объ­ял тебя, сох­ра­няй мол­ча­ние и до тех пор не го­во­ри­ ни­че­го, по­ка неп­рес­тан­ною мо­лит­вою и са­мо­у­ко­ре­ни­ем не ути­шит­ся твое серд­це.

прп. Иларион

Заступница усердная,
Мати Господа Вышняго

21 июля — празднование в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы. Этот образ является одним из самых почитаемым на Руси, и связан с важнейшими событиями нашего отечества. Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани 8 (21) июля — в день ее обретения. В 1579 году страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана. Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение.

А спустя 300 лет недалеко от Оптиной пустыни, по благословению старца Амвросия, возникла женская обитель. Она получила свое название так же в честь иконы Казанской иконы Божией Матери. 13 июня 1884 года на заседании Святейшего Правительствующего Синода было принято решение об учреждении Шамординской общины и наименовании ее Казанскою по общепринятому обычаю «по имени существующего в ней главного храма». Первыми насельницами Шамординской обители были 35 вдов и девиц-сирот. Все труды по устроению обители преподобный Амвросий возложил на свою преданную духовную дочь Софию Михайловну Болотову.

Преподобный Амвросий Оптинский очень любил эту обитель, сам принимал участие в обустройстве ее. Посещения старца были светлым праздником для сестер. «В назначенный день с самого утра в Шамордино все были на ногах: кто с тщательным усердием приготовлял келью для дорогого гостя, кто хлопотал в церкви, чтобы с полным парадом встретить ненаглядного батюшку, кто просто ходил в волнении и радостном ожидании. Наконец, отслужили напутственный молебен, и все сестры во главе с настоятельницею расположились у крыльца. Вот из-за опушки леса показалась знакомая карета. У всех радостно забилось сердце. А лошади, точно зная с каким нетерпением там ждут их седока, быстро несутся поднимая пыль и останавливаются у крыльца. Батюшка с отеческой улыбкой весело раскланивается на обе стороны. «Батюшка! Дорогой! Сокровище наше! Ангел наш!» — слышатся со всех сторон восторженные приветствия обрадованных сестер. Батюшка выходит из кареты и спешит в приготовленную келью, чтобы переодеться и отдохнуть, и тотчас же все бросаются в карету вынимать батюшкины вещи. Между тем старец Амвросий, отдохнув, отправлялся в церковь, где прикладывался к иконам, положив перед каждой по три земных поклона. После садился на приготовленное кресло, а все сестры подходили принимать благословение. В последующие дни батюшка ездил по кельям, посещал устроенную им богадельню для разных убогих, калек и слепых и приют для сирот, которых теперь было 50 человек. Малютки приветствовали своего покровителя пением разных молитв и духовных стишков. Особенно умилительно было слышать, как они пели. Серьезно, задумчиво слушал старец эти детские моленья, и часто крупные слезы катились по его впалым морщинистым щекам. Что думал в такие минуты старец — для всех тайна, но можно предполагать, что он молился Царице Небесной, чтобы Она и после его смерти не оставляла их и имела о них попечение». Однажды преподобный Амвросий приехал осмотреть Шамордино и, войдя в храм, долго молился перед иконой Казанской Божией Матери. Окончив молиться, он обратился к сестрам: «Храните эту икону — она чудотворная!».

И Пресвятая Богородица не раз являла свою милость и заступничество данной обители. Вот один из случаев чудесного спасения монастыря от пожара по молитвам Пресвятой Богородицы. Однажды сестры заметили какой-то свет и в ужасе увидали, что горит гостиница, находящаяся недалеко от монастыря. Растерявшись, они боялись испугать больную игуменью Софию и не решались звонить в набат. Между тем пламя увеличивалось: ветер дул прямо на монастырь, а воду надо было брать из под крутой горы. Игуменья, услышав смятение и заметя встревоженные лица сестер, стала было спрашивать, но увидев в окно освещенный монастырь, догадалась в чем дело. Она приказала немедленно вынести из храма Казанскую икону Божией Матери, а сама с помощью сестер вошла в небольшой домовой храм (смежный с её кельей) и стала молиться, укрепляя при этом малодушных сестер. Лишь только икона была вынесена, пламя тотчас повернуло в сторону леса. Опасность миновала и вскоре пожар прекратился, а на следующий день был отслужен благодарственный молебен в честь иконы Казанской Божией Матери.

В Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь один из главных храмов назван в честь Казанского образа Царицы Небесной. На сегодняшний день более 300 храмов и монашеских обителей названы в честь Казанской иконы Божией Матери по всей стране. Написано множество списков этой иконы, некоторые впоследствии стали чудотворными. Этот дивный образ не раз спасал нашу отчизну со времен Минина и Пожарского, в Великую Отечественную войну. Подобно Сыну Своему и Богу нашему Пресвятая Богородица дала обещание пребывать неотступно с нами во все века. Вот и сейчас, Она непрестанно молится и ходатайствует перед своим Сыном за всех нас, с верою и надеждою притекающих к ней.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Источники:
1. https://www.shamordino.ru/book/pisma-poucheniya/
2. «Казанская Амвросиевская женская пустынь, и её основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий». Издание 1908 года.
3. https://https://azbyka.ru/palomnik/Икона_Пресвятой_Богородицы_"Казанская"

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь