Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до тер­пе­ли­во по­нуж­дать се­бя на вся­кую доб­ро­де­тель ра­ди Гос­по­да, трез­вен­но сле­дить за все­ми сво­и­ми чувства­ми, мыс­ля­ми, де­ла­ми, на­до при­зы­вать на по­мощь Гос­по­да Бо­га, на­до прий­ти в сми­ре­ние и соз­нать, что сво­и­ми де­ла­ми без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи че­ло­век ни­че­го не ус­пе­ет. И ког­да, на­ко­нец, уго­то­вит­ся со­суд ду­ши и те­ла че­ло­ве­ка, ког­да наст­ро­ят­ся стру­ны его псал­ти­ри во вся­ком сми­ре­нии, тер­пе­нии и бла­го­чес­тии... тог­да при­дет вре­мя, и раз­да­ст­ся чуд­ное пе­ние, и поль­ют­ся прек­рас­ные див­ные зву­ки ду­хов­ной жиз­ни, и уз­рят мно­зи и убо­ят­ся, и упо­ва­ют на Гос­по­да (Пс. 39, 4), ибо от со­е­ди­не­ния с Гос­по­дом по­лу­ча­ет­ся это пе­ние не­из­ре­чен­ное.

преп. Никон

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

преп. Лев

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

преп. Моисей

Мученичество в жизни Церкви

Мученичество есть одно из самых сильных доказательств бытия Вечносущего Бога, истинности Христова учения, бессмертия души, будущего всеобщего воскресения. Мученичество, как подобие голгофских страданий Самого Христа, как сопричастие Жертве Христовой и славе Его Воскресения, есть самая действенная проповедь Евангелия.

Мученичество есть наиболее совершенное исполнение Евангельских заповедей. Страдание за Христа содержит всю полноту таких добродетелей, как твердая вера, непоколебимое мужество, всецелое покаяние, смирение и послушание даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8) и, наконец, союз совершенства (Кол. 3, 14) — любовь Божия. Это та совершенная любовь, которая вон изгоняет страх (1Ин. 4, 18), которая николиже отпадает от Истины (1Кор. 13, 8), даже если ей, любви, угрожают смертью. Ибо любовь уже видела смерть, уже победила смерть — смерть человеческого «я». Человек уже не живет сам для себя, но живет в нем Христос. И если человек умрет со Христом, то с Ним и оживет в Жизнь Вечную.

Мученичество, подобно упавшему в землю горчичному зерну, становится семенем христианства, принося обильную жатву. Оно становится незыблемым основанием Церкви; и только на мощах Христовых мучеников совершается Божественная Евхаристия...

Ныне нет места в России, не освященного кровью новомучеников и исповедников Российских. К концу своей тысячелетней истории Русская Церковь взошла на свою Голгофу. И кровь свидетелей Христовых, новых мучеников, проливается и поныне: ибо со Креста не сходят. Череда священнослужителей, в том числе священноиноков, приняла заклание от руки врагов Христовых в конце истекшего века и в начале нынешнего. Господь и Спаситель наш венчает их наградой мученичества.

Мученичество в жизни ЦерквиСегодняшние страстотерпцы России и Сербии нашего времени соединяют во времени страдальцев за Христа первых веков христианства и будущих великих мучеников, имеющих быть убиенными от антихриста. К предтечам и предвозвестникам последних в истории человечества мучеников относятся и убиенные от руки сатаниста монахи Оптиной Пустыни, отцы Василий, Трофим и Ферапонт.

Богоугодность подвига иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта подтвердилась свидетельствами благодатной помощи по молитвам к ним. Важно отметить, что что наряду со случаями помощи в житейских нуждах и исцеления от тяжелых болезней, отмечены примеры духовного возрождения, благодатного изменения души.

Новые Оптинские страстотерпцы, выйдя на духовное единоборство с исконным врагом рода человеческого, разбудили многих от сна уныния. Они жизнью и смертью исполнили заповедь Господню о духовном бодрствовании (Мф. 26, 41; Мк. 13, 35) и напомнили всем нам о необходимости укреплять себя таинствами Церкви и молитвой. Непосредственно к нам обращены слова последней проповеди отца Василия: «И сегодня для нас Господь восходит в Иерусалим. А мы... мятемся и не хотим воззреть на Него. Послужим Ему!» (проповедь на Вход Господень в Иерусалим).

Веруем, молимся и надеемся, что Божиим смотрением убиенные братия будут прославлены в лике святых мучеников Христовых. Уповаем на то, что общники Христовых страданий и Его Воскресения станут предстателями и ходатаями за наше многострадальное Отечество и за весь род христиан православных.

Из книги «Благословенно воинство (мученичество в жизни Церкви)»