Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ви­ди­мых вра­гов у нас быть не долж­но, про­тив них од­но ору­жие: мо­лит­ва за них, ну а не­ви­ди­мых у нас всег­да бы­ло мно­го и бу­дет мно­го.

преп. Варсонофий

Па­ук ле­ни­вый си­дит на од­ном мес­те, вы­пус­тит ни­точ­ку и ждет,– как толь­ко по­па­дет­ся му­ха, сей­час и го­ло­ву ей до­лой, а му­ха-то жуж­жит... Так и враг всег­да про­тя­ги­ва­ет се­ти: как кто по­па­дет­ся, сей­час ему и го­ло­ву до­лой. Смот­ри, не будь му­хой, а то так­же за­жуж­жишь.

преп. Амвросий

Кто ус­пел за­жечь све­тиль­ник свой, тот и ли­ку­ет со Слад­чай­шим и Вож­де­лен­ней­шим сво­им Же­ни­хом в не­у­мол­ка­е­мом шу­ме празд­ну­ю­щих. А све­тиль­ник-то и есть мо­лит­ва. Серд­це — фи­тиль, мо­лит­ва — огонь, а ра­дость не­изг­ла­го­лан­ная в серд­це мо­лит­вен­ном — действие Ду­ха Свя­та­го или нас­лаж­де­ние в не­ве­ст­ни­ке с Не­бес­ным Же­ни­хом. По­то­му-то я вас и уве­ще­ваю и про­шу: не дре­ми­те, не гу­би­те вре­ме­ни в сме­хах да шут­ках, не­во­зв­ра­ти­мо­го вре­ме­ни; все эти вре­мен­ные уте­хи об­ра­тят­ся в уголь го­ря­щий, в омер­зи­тель­ное зло­во­ние, в не­вы­но­си­мую том­но­ту, а убе­жать бу­дет не­ку­да. И по­то­му Гос­подь ска­зал воз­люб­лен­ным Сво­им: Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мф. 26, 41)...

преп. Анатолий

«Гордость есть уничтожение добродетели»

Святой преподобный Иоанн Лествичник писал: «Гордость есть уничтожение добродетели».

В русских народных пословицах, содержащих многовековой опыт народа, говорилось: «Гордым быть – глупым слыть», «Гордость пучит, скромность учит», многие пословицы восходили к библейским текстам: «Бог гордым противится, смиренным дает благодать», «Смирение поборает гордыню, аки Давид Голиафа».

Поясняя евангельские слова «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Пет. 5, 5), – преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано – именно гордым? Потому, что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу…»

О важности искреннего покаяния и о том, как гордыня умаляет любые добрые дела, рассказывается в известной евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк. 18, 9-14). Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал о том, как эти евангельские образы изображались на старинных книжных миниатюрах и на лубочных картинках, где можно было встретить изображение мытаря и фарисея: «изображается фарисей, мчащийся на колеснице, и мытарь, идущий пешком – стремятся они оба в Царство Небесное. Мчится фарисей на колеснице и надеется на ней въехать в Царство Небесное, его колесница снабжена всем необходимым для достижения цели, но в последний момент она ломается, и мы видим на древних картинках, что пешеходящий мытарь его перегоняет».

Как отмечал старец Амвросий, «фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше», – поясняя, что «гордость же одна заменяет все пороки, как и одно смирение спасает человека».

Чтобы начать борьбу с этим духовным недугом, надо, во-первых, признать его, ибо многие не видят в себе гордыню.

Как писал старец Макарий: «премудрый старец поучал духовно брата, чтобы не гордился, а он, слепотствуя умом, отвечал:
– Прости мя, отче, во мне нет гордости.

Старец же продолжал:
– Да чем же ты, чадо, более можешь доказать свою гордость, как не сими словами, что “во мне нет гордости”.

Тьма, по слову Василия Великого, есть отсутствие света. И в духовных вещах, за отсутствием света смирения, мрак гордости покрывает душу».

Какие же признаки свидетельствуют о том, что у человека есть гордыня?

Гордость, по словам преподобного Макария Оптинского, «обнаруживает себя порывами гнева, смущением, презорством, осуждением и уничижением ближних, надымая душу самомнением и возношением о своих делах и достоинстве, или внешнем или внутреннем. Плод гордости: падение мужей и духовных; и вообще падения людей и жизнь нехристианская и все бедствия человеческие, в отношении души и тела, началом своим имеют гордость».

Как и многие пороки, гордость врачуется противоположной ей добродетелью – смирением.

Как-то духовная дочь посетовала старцу Амвросию:
– Гордость мешает во всем.

Старец ответил:
– А ты закутайся в смирение; тогда если и небо к земле прильнет, не страшно будет.

Своему духовному чаду старец Лев писал: «Известно, что всему нашему бедствию и отвращению от Бога виновна гордость; а напротив, блаженству и приближение к Богу – смирение. То и пороки наши все происходят от нее, яко от злого корня, злые отрасли и суть плоды гордости. Но оная так скрытно гнездится в сердце, что имеющий ее не может проникнуть и понять ее, когда не пошлет Бог какого-либо обличения – чрез искушении, прочтите в “Добротолюбии” у св. Петра Дамаскина во 2-й книге в конце 24-го слова о старце, которого все считали святым, но при смерти его один богоугодный старец слышит глас к немилостивому ангелу, стоящему при нем с трезубцем, дабы не упокоил души его, так как он не упокоил Господа и один час. Увидите, что не только от других, но и от самого его укрывалась гордость».

О том, какую духовную силу имеет добродетель смирения, старец Варсонофий говорил: «За гордость свою лишились духи злобы райского блаженства, и их места занимают теперь люди за смирение! Оно нас ставит выше сетей диавольских».

Молитвенное обращение к Богу с просьбой о помощи в борьбе с тяжелой пагубой гордыни – даст силы в духовной брани и поможет в исцелении.

Старец Иосиф советовал молиться следующими словами: «Дух гордости и тщеславия, гнева и хулы отжени от меня, Господи, дух же смирения и терпения даруй мне, окаянной рабе Твоей».