Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При воз­му­ще­нии серд­ца хра­ни мол­ча­ние, но не злоб­ное, а еже­ли ви­дишь, что злоб­ные по­мыс­лы тай­но в те­бе действу­ют, отой­дя, по­мо­лись Бо­гу за ос­кор­бив­ших те­бя и про­си по­ми­ло­ва­ния их мо­лит­ва­ми: ста­рай­ся всег­да на­хо­дить в се­бе ви­ну, еже­ли в тот раз и не по­да­ла ви­ны, то за преж­ние гре­хи по­сы­ла­ет­ся уко­ре­ние и для об­ли­че­ния на­ше­го бед­но­го уст­ро­е­ния.

преп. Лев

Мы долж­ны о се­бе сми­рен­но мудр­ство­вать и пос­мир­ней меч­тать. А где сми­ре­ние, там не­по­да­ле­ку и спа­се­ние!

преп. Лев

Ес­ли очень за­це­пят те­бя, ска­жи се­бе: „Не сит­це­вая, не по­ли­ня­ешь".

преп. Амвросий

Молитва старца Амвросия

Прп. Амвросий Оптинский

Святой Иоанн Лествичник называл молитву «пребыванием и соединение человека с Богом». Обладая даром внутренней сердечной молитвы, старец Амвросий наставлял и своих чад всегда обращаться к Богу в молитве. Тем, кто оставлял молитву, редко обращался к ней или не имел желания молиться, старец советовал: «Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые Отцы говорят, что молитва с понуждением выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: Царство Небесное нудится (Мф. 11, 12)».

Если рядом с собой видел кого-то несобранным, праздномыслящим, то давал такое благословение:
– А ты бы, чем так-то сидеть, прошел бы четочку с молитвою Иисусовой.

Известно, что молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, поэтому он и старается всячески отвлекать от нее человека, предлагая какие-то срочные неотложные дела или другие какие-то поводы. Своим духовным чадам старец Амвросия рассказывал один поучительный случай:
«На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху.

Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит:
– Скворушка, Христос воскресе!

А скворец отвечает:
– Вот то-то и беда наша, что воскрес, – и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

Как-то один инок спросил старца Амвросия:
– Что такое, Батюшка, умная молитва?

Старец Амвросий ответил кратко:
– Учитель молитвы – Сам Бог.

В другой раз при разговоре о молитве старец Амвросий сказал:
– Трудное это, брат, дело, всего разломит.

Старец Амвросий скрывал свои молитвенные подвиги, лишь однажды келейники стали невольными свидетелями его молитвенного состояния, о чем впоследствии рассказывал своим ученикам старец Варсонофий: «покойный Батюшка отец Амвросий имел умно-сердечную молитву. Эта молитва ставила его иногда вне законов природы. Так, например, во время молитвы он отделялся от земли. Его келейники сподобились видеть это. Последнее время батюшка был болен и все время полулежал в постели, так что не мог ходить в церковь. Все службы, кроме обедни, совершались у него в келье. Однажды совершали всенощную.

Батюшка, как всегда, полулежал. Один келейник стоял впереди у образа и читал, а другой – позади батюшки. Вдруг он видит, что отец Амвросий садится на кровати, затем поднимается на десять вершков, отделяется от кровати и молится в воздухе.

Ужаснулся келейник, но пребыл в безмолвии. Когда пришла его очередь читать, то другой, встав на место первого, сподобился того же видения. Когда закончили службу, и келейники пошли к себе, то один сказал другому.
– Ты видел?
– Да.
– Что же ты видел?
– Видел, что батюшка отделился от кровати и молился на воздухе.
– Ну, значит, это правда, а то я подумал, что мне только это кажется.

Хотели они спросить о том отца Амвросия, да побоялись: старец не любил, когда говорили что-нибудь о его святости. Возьмет, бывало, палку, стукнет любопытствующего и скажет:
– Дурень, дурень, что грешного Амвросия об этом спрашиваешь? – и больше ничего».

Часто к старцу Амвросию обращались с просьбами помолиться за недужного, скорбящего, унывающего. При этом старец говорил, что и самим не нужно забывать молитву. Любитель народных пословиц, он, бывало, скажет:
– Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи.

Или приведет евангельский пример хананеянки-язычницы, которая упросила Спасителя излечить ее дочь: «проси; ты вспомни, – двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, – упросила».

Лишь молитва, совершаемая с чистым и незлобивым сердцем, будет услышана Богом. В Оптине рассказывали такую рассказ-притчу:
«…Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сей иконой не иначе, как простой своеобразной молитвой:
– Трое вас, и трое нас, помилуйте нас.

Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться.

Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат:
– Остановитесь, мы вашу молитву забыли.

Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им:
– Молитесь, как умеете.

Старцы вернулись и остались при своей молитве».