Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все ни­че­го, ес­ли уко­ря­ем се­бя и сми­ря­ем­ся. А вот мно­гие на не­бо ле­зут, под­ви­ги нак­ла­ды­ва­ют на се­бя, а сми­рять­ся не хо­тят. Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь!

преп. Варсонофий

Сми­ряй­тесь, сми­ряй­тесь. Вся на­у­ка, вся муд­рость жиз­ни зак­лю­ча­ет­ся в сих сло­вах: Сми­рих­ся, и спа­се мя Гос­подь (Пс. 114, 5). Сми­ряй­тесь и тер­пи­те все. На­у­чи­тесь сми­ре­нию и тер­пе­нию, а в ду­ше имей­те мир. По­верь­те, у ко­го в ду­ше мир, то­му и на ка­тор­ге рай.

преп. Варсонофий

Глав­ное – сми­ряй­ся. Лишь по­те­ря­ешь сми­ре­ние и са­мо­у­ко­ре­ние – тог­да про­щай.

преп. Анатолий

Паломничество в Оптину пустынь в 1901 годуИз журнала «Калужские епархиальные ведомости»

Паломничество имеет многовековую историю. По традиции монашеские обители посещают не только для поклонения святыням, но и для очищения своего сердца, внутреннего изменения и укрепления в духовной брани. Паломническая поездка, когда происходит встреча с духовным миром русской святости, только тогда приносит духовную пользу, когда является не просто поездкой, но и внутренней работой над собственным сердцем.

В «Калужских епархиальных ведомостях»[1] в 1901 году была напечатана записка смотрителя Мещовского духовного училища Василия Тихомирова о поездке в Оптину пустынь учеников IV класса, которая совершилась «не без пользы для их умственного и религиозно-нравственного воспитания».

По благословению правящего архиерея епископа Калужского и Боровского Макария (Троицкого) эти записки были напечатаны в газете «для пользы и назидания и других посетителей».

Спустя годы записка Василия Тихомирова, помимо духовного, имеет важное историческое значение, характеризуя состав библиотеки Оптиной пустыни и являясь важным источником для характеристики внутренней жизни обители.

* * *

Ученики-паломники должны были пережить (и пережили) высокое наслаждение от исполнения иноками обители церковных песнопений древним распевом, например, псалмов хвалитных, антифонов на бдении и на литургии, ирмосов «Спасителю Богу», катавасии на Вознесение. Они детским сердцем почувствовали правоту откровенной истины, что жизнь небожителей, состоящая в непрестанной хвале своего Творца и Бога нашего, есть истинная жизнь человека в будущем и что приготовление к ней совершается на земле в святых храмах Божиих наилучшим и вернейшим способом. Всем ученикам хотелось слушать как можно долее названное пение иноков.

Особенное же наслаждение должны были пережить те ученики, которые за 4 дня пребывания в пустыни не раз пели с иноками на клиросе. Истовое и продолжавшееся до полуночи совершение бдения для учеников было живой иллюстрацией мысли божественного откровения и заботы обители о том, чтобы христиане могли достойно и в готовности встретить Господа, имеющего прийти на землю в полночь, как это ученики слышали на уроках Священной истории, когда рассказывалась притча о десяти девах.

Неоднократные посещения могилок старцев пустыни Макария, Льва и Амвросия, вызывавшие в памяти учеников и моей некоторые случаи из жизни старцев, давали назидание ученикам, что служение ближнему по духу Христа и Евангелия, — самое ценное сокровище на земле и верный путь достигнуть истинной признательности потомства и похвалы от Бога на втором Его пришествии. Ни слова ученого, ни богатство тленное, ни красота телесная не создадут того уважения в потомстве, какое выпало на долю смиренных духом и немощных по телу иноков.

Те же мысли ученики слышали из уст начальника скита, инока мудрствующего о горнем и мало пекущегося о земных преимуществах. Этот старец, живой носитель старчества после о. Амвросия, выказал ученикам свою любовь и благостное внимание, благословив им пропеть в своей келье славословие великое обиходным распевом. Услаждаясь стройным пением учеников, он явил им пример благоговения к церковному пению и в то же время своим вниманием поощрил их к дальнейшему совершенствованию в искусстве церковного пения.

Во время посещения библиотек: монастырской и скитской мною обращено было внимание учеников на 161 том cursus completus patrologiae Миня, на библию на разных наречиях начиная с еврейского, на Остромирово Евангелие, на памятники древнецерковной Русской и Восточной Церкви, учительной и агиологической письменности: Прологе, Толковом Евангелии, Лестнице, Четьи-Минеях Димитрия Ростовского и Макария, на «Маргарит», Цветнике, на богослужебных книгах времен Никона и после него, на рукописных богослужебных книгах (Парастасе, Правильнике) позднейшего времени, писанных от руки самих иноков обители, на книге с псалмами и песнопениями для слепцов-монахов.

Имея перед глазами и в руках книги cursus completus patrologiae Миня, редко встречающиеся и в библиотеках духовных семинарий, я повторил с учениками отдел из катехизиса о Священном предании, воспроизвел в памяти и сознании учеников им известные из Типикона слова: Пролог, Лествица, Евангелие толковое, когда давал им в руки названные книги монастырской библиотеки. Обратил внимание учеников на первую ступень в лествице добродетелей — послушание смиренное, прочитав о нем из самой книги.

Взяв с полок Библию на разных наречиях, я показал ученикам разницу текста Библии Православной церкви от Библии немецкой и англиканской. Стоя пред полками с Маргаритам, Цветником и Четьи-Минеей, я предупредил учеников, что в семинарии они будут встречаться с этими названиями и знакомиться с содержанием их по выдержкам из них. От начертания Четьи-Минеи митрополита Макария перешли к памятникам уставного и полууставного письма. Познакомил учеников путем чтения с содержанием сказаний о жизни некоторых исторических личностей, напр., Никона и др., давал им опыт чтения рукописей. Побеждавшие трудности чтения объяты были восторгом и встречены радостным приветом сотоварищей.

Когда же стали рассматривать богослужебные книги, писанные рукой иноков, та изумление пред величием и изяществом работ было выше всякого описания. Совершенство работы, терпение писавших оставалось загадкой до тех пор, пока ученикам не было объяснено, что работа исполнялась во славу Божию и с помощью свыше. У всех нас устне наша произносили слова псаломника: «Дивны дела Твоя Господи!»

Рассматривая «Книгу песнопений и церковного чтения» для слепцов-монахов, недоумевая, как слепцы могут с успехом пользоваться ею и, слыша объяснение способа пользования, ученики благодарною памятью почтили изобретателя способа читать слепцам, сердцем чистым радуясь за несчастных слепцов, получивших чрез свои книги возможность разумно пети и славити своего Господа Бога.

В ризнице церковной ученики услаждали свой глаз обозрением благолепных и изящных церковных облачений и священных сосудов. Особенно изяществом отличались ризы с шитьем золотом. В археологию не было экскурсий, потому что облачения позднейших веков. Сами ученики прочитали надпись на ящике: мантия преподобного Агапита Печерского. Осмотр ее сопровождался припоминанием сказания о нем Патерика Печерского, который ученики читали в стенах училища. Подлинная принадлежность ее Агапиту не была проверена по памятникам пустыни. Ризничий сообщил, что она передана одною почитательницею батюшки о. Амвросия в дар обители, но года этой передачи не указал.

После сообщения этой записки епископу Калужскому и Боровскому Макарию (Троицкому), Владыка благословил напечатать ее в епархиальном издании, а также поддержать финансирование дальнейших паломнических поездок.


[1] Докладная записка смотрителя Мещовского духовного училища Василия Тихомирова на имя Его Преосвященства // Калужские епархиальные ведомости. 1901. 15 июня. № 11. С. 187–190.

В.В. Каширина