Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву мож­но тво­рить и в об­ще­ст­ве умом с про­из­но­ше­ни­ем ти­хо слов, не от­вер­зая уст, но, глав­ное, тут нуж­но сми­ре­ние, с чувством мы­та­ря.

преп. Макарий

Мо­лит­ву умствен­но дер­жать мож­но и по бо­лез­ни, и по не­мо­щам, и по слу­чаю на­ро­да, и в служ­бе. Толь­ко от это­го иног­да го­ло­ва бо­лит, но что же де­лать? За­то слю­бит­ся. Ты­ся­чу раз слю­бит­ся. Ста­рай­ся дер­жать мысль с Ии­су­сом не в го­ло­ве собствен­но, а нап­рав­ляя нес­коль­ко к пер­сям. Тог­да, ко­неч­но, грудь за­бо­лит, но без это­го нель­зя. Бог наш огнь по­я­да­яй есть. И где не­чис­то – там и боль­но. Та­кая боль за не­дос­то­и­н­ство по­сы­ла­ет­ся. Но со вре­ме­нем прой­дет.

преп. Анатолий

«По делам он наш начальник,
а держит себя как брат»К дню памяти преподобного Исаакия Оптинского

Прп. Исаакий (Антимонов)

Преподобный оптинский старец Исаакий (Антимонов) настоятельствовал в Оптиной пустыни 32 года в период расцвета монастыря — при старце Амвросии, его преемниках по старческому служению старце Иларионе и отце Анатолии и других знаменитых оптинских отцов-подвижников.

Перед назначением на этот пост шестнадцать лет будущий настоятель воспитывался в скиту под руководством старца Макария, который писал о кресте начальственного служения: «Когда проходите начальство не для своих выгод и спокойствия, но для спасения ближних, то оно неминуемо сопряжено со скорбями и с неспокойствием. А если для чести, славы и наслаждения начальствовать, то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения страстей…»

В 1860 году, предвидя свой близкий конец и зная о болезненном состоянии архимандрита Моисея, старец Макарий лично встретился с митрополитом Московским Филаретом, которому выразил свое желание, чтобы место настоятеля в Оптиной пустыни по кончине архимандрита Моисея занял скитский иеромонах Исаакий. Владыка одобрил решение отца Макария.

Как только слух об этом дошел до смиренного отца Исаакия, он тотчас отправился к старцу, прося его совета и стараясь отклонить состоявшееся назначение. Но отец Макарий ответил ему:
— Ну что ж, что ж? Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись! Иди!

В 1862 году отец Исаакий был назначен настоятелем обители.

Поздравляя отца Исаакия с высоким назначением, отец Ювеналий (Половцев) писал: «От души поздравляю тебя, отче, и желаю благого успеха в нелегком правлении братиею. Тебе, впрочем, послужат старцы немалою помощию и надеемся, что за молитвами покойного Батюшки о. Макария и о. архим. Моисея все благоустроится» .

На вопрос одного инока, как победить гордость, впоследствии отец Исаакий отвечал следующим образом:
— Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится.

Митрополит Трифон (Туркестанов) вспоминал о настоятельском служении отца Исаакия: «когда он окреп духовно, пришло время сделаться ему пастырем овец Христовых, наставником монахов. И каких монахов?! Оной из самых строгих по жизни и духу обителей, давшей и дающей настоятелей для многих русских монастырей! И после какого настоятеля?! Поистине праведного и великого мужа о. схиархимандрита Моисея! И в какое время?! Во время смутное, когда дрогнули и пошатнулись многие обители иноческие, ибо дух времени, противный иночеству, с неумолимой силою ворвался в ограды монастырские и многих поколебал. Ослабели силы духовные в человеке, ослабела и жизнь иноческая. Желание мантии, стихаря, фелони, начальства, денег — многих из нас гонит вон из строгих обителей в такие, где жизнь широка и привольна для ветхого человека, и из светочей мира делает простыми черноризцами — соблазном для мирян. Много нужно духовной мудрости, много нужно твердости, чтобы управлять монастырем в теперешнее время! Многие настоятели похваляются за великолепные здания и храмы, воздвигаемые ими, но в сотни и тысячи раз труднее не умалить, а возвысить дух братии, сохранив в ней непоколебимое подвижничество. Хотя и со слезами, но покоряясь воле Божией, подъял труд сей в Бозе почивший о. Исаакий. Все упования свое возложил он на Господа, Которого всегда имел пред духовными очами своими».

Познав на своем опыте важность старческого окормления, отец Исаакий часто повторял:
— Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести.

А также показывал своим собственным примером, насколько важно в духовной жизни старческое окормление и открытие своей совести. Вместе с братией он ходил для духовного совета к старцу Амвросию в скит, смиренно стоял в очереди, а когда исповедовался, становился перед старцем на колени.

Особенное внимание обращал новый настоятель на посещение братией богослужений. Если замечал, что кто-то редко ходит на службу, то в трапезе обращался с увещанием ко всей братии:
— Отцы святые! Забываете церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия.

Если кто-либо роптал на монастырские порядки, о. Исаакий обыкновенно говорил:
— Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание.

Одним из наказаний настоятеля было лишение монаха месячной порции чая. В начале каждого месяца о. Исаакий раздавал братии чай и сахар, при этом имея возможность с каждым переговорить, кого-то поощрить, а кого-то и наказать.

В келье старца Исаакия стояли часы, доставшиеся ему от архимандрита Моисея, с надписью: «Не теряй времени».

Учил отец Исаакий братию словом, но более назидал собственным примером. Как-то в обители совершались похороны. Отец Исаакий пробирался сквозь густую толпу братии, чтобы проститься с усопшим. Взяв одного из них за рукав, отец Исаакий хотел с его помощью подняться на насыпанную при могиле землю, но тот, не заметив настоятеля, сильно оттолкнул его, так что о. Исаакий чуть не упал, но при этом нисколько не смутился, отошел в сторону и стал смиренно ждать своей очереди.

Когда наблюдавшие это посетители выразили свое удивление, некоторые из братии заметили:
— Да мы никогда не видали, чтобы он за подобные поступки когда-либо с кого взыскивал; по делам он наш начальник, а так держит себя, как брат.

В своем настоятельском служении отец Исаакий сохранил и приумножил духовные традиции Оптиной пустыни. В акафисте преподобным оптинским старцам преподобный Исаакий Оптинский прославляется как «хранитель вертограда старчества, верный исполнитель отеческих заветов, добрый управитель обители и верный путеводитель иноков».

В.В. Каширина