Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы жи­вем-то в юдо­ли пла­ча; по­э­то­му и при­хо­дит­ся про­во­дить вре­мя-то иног­да ска­ча, а иног­да пла­ча. Бу­дем хоть уте­шать се­бя тою мыс­лию, что эта юдоль пла­чев­ная – вре­мен­ная. Все пром­чит­ся, все про­мельк­нет, как тень, как эхо, и нас­та­нет веч­ность пос­то­ян­ная, не­из­ме­ня­е­мая, бес­ко­неч­ная и о, да­бы для нас бла­жен­ная, свет­лая! Бу­дем на­де­ять­ся, что Гос­подь, по бесп­ре­дель­но­му ми­ло­сер­дию Сво­е­му, не ли­шит нас сей ми­лос­ти.

преп. Амвросий

Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

преп. Варсонофий

Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

преп. Варсонофий

Супружество – великая радость
и тяжкий крест

К оптинским старцам часто обращались за благословением об избрании жизненного пути – супружества или монашества.

Прп. Амвросий Оптинский

Открывая вопрошающему волю Божию, старцы давали нередко неожиданные для человека ответы. Как написано в жизнеописании старца Амвросия, как-то к нему приехали две сестры из Петербурга. «Младшая невеста, с веселым настроением; старшая – тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословения вступить в брак, а другая – в монастырь. Старец невесте подает четки; а старшей говорит:
– Какой монастырь? – ты замуж выйдешь, да не дома, вот тебе что! – и назвал губернию, куда они никогда не ездили.

Обе возвращаются в столицу. Невеста узнает, что жених ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре она поступила в монастырь. Между тем старшая получила письмо из дальней губернии от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с женским монастырем. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе: живши у тетки, племянница познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходящим к ней по характеру, и вышла за него замуж».

При выборе будущего супруга оптинские старцы советовали основываться на евангельских словах Спасителя, а также на жизненном опыте. Одной матери старец Антоний предлагал следующий совет: «Вы извещаете меня о том, что Господь Бог посылает Вам клад, т. е. достойного жениха к юнейшей дщери Вашей, и просите моего совета, соглашаться ли на предложение или отказаться? Ответить Вам на таковое вопрошение для меня неопытного и больного калеки не легко: а потому, призвавши Господа Бога в помощь, ответствую, что мне известно по слуху, то Вам известнее из опыта. Брачная жизнь Самим Богом благословена, Который сказал: не добро человеку единому на земли быти. И потом: сотворил для него помощницу, в то же время вложил в сердце мужа желание жены, а в сердце жены вложил желание мужа; каковое взаимное желание их и продолжается в них до сего дня. Посему должно прибавить еще и то, что супружеская жизнь, как бы счастлива и благополучна ни была, но без печали и скорбей не проходит, что Вы и сами лучше меня знаете, ибо сказано: в печали родиши или иметь будеши чада; а посему меньше бы было человеку горя, если б дальше был он сего моря… Но не все вмещают словесе сего. Желанного жениха я вовсе не видал и не слыхал; потому о характере и честности его ничего сказать не знаю. Решение этого важного дела зависит от Вашего родительского суда и от невестиной покорности к Вам».

Новобрачных старец Амвросий напутствовал, что в жизни каждого христианина центром всех стремлений должен быть Бог, а основой всей жизни – исполнение Божиих заповедей: «вы должны помнить и не забывать, что тогда только жизнь наша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ, временных и вечных. Не забывать же Его – значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренно каяться, и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих. Всеблагий Господь да утвердит нас на спасительном Своем пути!»

Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал своим ученикам случай из Древнего патерика о преподобном Макарии Великом, которому Господь показал, что и в супружестве можно жить, подобно святым.

«Преподобный Макарий Египетский отличался особенными духовными дарованиями. Он и называется не просто святым, а Великим. Но вот у него однажды появилась мысль, что он для области, где жил, служит как бы духовным центром, солнцем, к которому все стремятся. На самом деле это так и было. Но когда преподобный помыслил нечто такое о себе, то был к нему голос, говоривший, что в ближайшем селении живут две женщины, которые угоднее Богу, чем он.

Старец взял посох и пошел искать тех женщин. По Промыслу Божию он скоро их нашел и вошел в их жилище.

Женщины, увидев преподобного Макария, упали ему в ноги и не находили слов для выражения своего удивления и благодарности ему. Преподобный поднял их и начал просить открыть ему, как они угождают Богу.
– Святый отче, – сказали женщины, – мы ничего не делаем угодного Богу, помолись за нас, Господа ради.

Но преподобный начал настаивать, чтобы они не скрывали от него своих добродетельных дел.

Женщины, боясь ослушаться старца, начали говорить ему о своей жизни:
– Мы были чужими друг другу, но, выйдя замуж за родных братьев, стали жить вместе и вот уже пятнадцать лет не разлучаемся. За это время мы ни разу не поссорились и не сказали друг другу ни одного обидного слова. Стараемся, по возможности, почаще бывать в храме Божием, соблюдаем установленные посты. Сколько можем, помогаем неимущим… Ну, с мужьями живем, как с братьями, а уж больше решительно ничего нет у нас доброго.
– А что, – спросил старец, – считаете ли вы себя святыми или праведными за добро, которое делаете?
– Святыми? – удивились женщины. – Какие мы святые или праведные?! Мы величайшие грешницы. Помолись о нас, святый отче, да помилует нас Господь!

Преподобный преподал им свое благословение и удалился в пустыню, благодаря Бога за полученное вразумление. Женщинам он не сказал ни слова о своем видении, боясь, как бы не повредить им своей похвалой».