Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли де­ло ис­куп­ле­ния ро­да че­ло­ве­чес­ко­го со­вер­ше­но бы­ло пос­лу­ша­ни­ем до смер­ти От­цу воп­ло­тив­ше­го­ся Сы­на Бо­жия, то и вся­кая по­ру­ча­е­мая долж­ность есть не что иное, как пос­лу­ша­ние Бо­гу, по­то­му что раз­лич­ные ро­ды прав­ле­ний раз­де­ля­ют­ся от Ду­ха Свя­та­го, как сви­де­тель­ству­ет Апос­тол (1 Кор. 12, 28).

преп. Амвросий

Вся­кое пос­лу­ша­ние, ко­то­рое нам ка­жет­ся тя­же­лым, при ис­пол­не­нии бы­ва­ет очень лег­ко, по­то­му что де­ла­ет­ся как пос­лу­ша­ние.

преп. Нектарий

Иди, ку­да по­ве­дут, смот­ри – что по­ка­жут, и все го­во­ри: да бу­дет во­ля Твоя!

преп. Амвросий

Супружество – великая радость
и тяжкий крест

К оптинским старцам часто обращались за благословением об избрании жизненного пути – супружества или монашества.

Прп. Амвросий Оптинский

Открывая вопрошающему волю Божию, старцы давали нередко неожиданные для человека ответы. Как написано в жизнеописании старца Амвросия, как-то к нему приехали две сестры из Петербурга. «Младшая невеста, с веселым настроением; старшая – тихая, задумчивая, богомольная. Одна просит благословения вступить в брак, а другая – в монастырь. Старец невесте подает четки; а старшей говорит:
– Какой монастырь? – ты замуж выйдешь, да не дома, вот тебе что! – и назвал губернию, куда они никогда не ездили.

Обе возвращаются в столицу. Невеста узнает, что жених ей изменил. Это произвело в ней страшную перемену, потому что ее привязанность была глубока. Она постигла суетность того, что прежде ее занимало, ее мысли обратились к Богу, и вскоре она поступила в монастырь. Между тем старшая получила письмо из дальней губернии от забытой тетки, набожной женщины, жившей по соседству с женским монастырем. Она звала ее присмотреться к жизни монахинь. Но вышло иначе: живши у тетки, племянница познакомилась с человеком уже немолодым, очень подходящим к ней по характеру, и вышла за него замуж».

При выборе будущего супруга оптинские старцы советовали основываться на евангельских словах Спасителя, а также на жизненном опыте. Одной матери старец Антоний предлагал следующий совет: «Вы извещаете меня о том, что Господь Бог посылает Вам клад, т. е. достойного жениха к юнейшей дщери Вашей, и просите моего совета, соглашаться ли на предложение или отказаться? Ответить Вам на таковое вопрошение для меня неопытного и больного калеки не легко: а потому, призвавши Господа Бога в помощь, ответствую, что мне известно по слуху, то Вам известнее из опыта. Брачная жизнь Самим Богом благословена, Который сказал: не добро человеку единому на земли быти. И потом: сотворил для него помощницу, в то же время вложил в сердце мужа желание жены, а в сердце жены вложил желание мужа; каковое взаимное желание их и продолжается в них до сего дня. Посему должно прибавить еще и то, что супружеская жизнь, как бы счастлива и благополучна ни была, но без печали и скорбей не проходит, что Вы и сами лучше меня знаете, ибо сказано: в печали родиши или иметь будеши чада; а посему меньше бы было человеку горя, если б дальше был он сего моря… Но не все вмещают словесе сего. Желанного жениха я вовсе не видал и не слыхал; потому о характере и честности его ничего сказать не знаю. Решение этого важного дела зависит от Вашего родительского суда и от невестиной покорности к Вам».

Новобрачных старец Амвросий напутствовал, что в жизни каждого христианина центром всех стремлений должен быть Бог, а основой всей жизни – исполнение Божиих заповедей: «вы должны помнить и не забывать, что тогда только жизнь наша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ, временных и вечных. Не забывать же Его – значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренно каяться, и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих. Всеблагий Господь да утвердит нас на спасительном Своем пути!»

Преподобный Варсонофий Оптинский рассказывал своим ученикам случай из Древнего патерика о преподобном Макарии Великом, которому Господь показал, что и в супружестве можно жить, подобно святым.

«Преподобный Макарий Египетский отличался особенными духовными дарованиями. Он и называется не просто святым, а Великим. Но вот у него однажды появилась мысль, что он для области, где жил, служит как бы духовным центром, солнцем, к которому все стремятся. На самом деле это так и было. Но когда преподобный помыслил нечто такое о себе, то был к нему голос, говоривший, что в ближайшем селении живут две женщины, которые угоднее Богу, чем он.

Старец взял посох и пошел искать тех женщин. По Промыслу Божию он скоро их нашел и вошел в их жилище.

Женщины, увидев преподобного Макария, упали ему в ноги и не находили слов для выражения своего удивления и благодарности ему. Преподобный поднял их и начал просить открыть ему, как они угождают Богу.
– Святый отче, – сказали женщины, – мы ничего не делаем угодного Богу, помолись за нас, Господа ради.

Но преподобный начал настаивать, чтобы они не скрывали от него своих добродетельных дел.

Женщины, боясь ослушаться старца, начали говорить ему о своей жизни:
– Мы были чужими друг другу, но, выйдя замуж за родных братьев, стали жить вместе и вот уже пятнадцать лет не разлучаемся. За это время мы ни разу не поссорились и не сказали друг другу ни одного обидного слова. Стараемся, по возможности, почаще бывать в храме Божием, соблюдаем установленные посты. Сколько можем, помогаем неимущим… Ну, с мужьями живем, как с братьями, а уж больше решительно ничего нет у нас доброго.
– А что, – спросил старец, – считаете ли вы себя святыми или праведными за добро, которое делаете?
– Святыми? – удивились женщины. – Какие мы святые или праведные?! Мы величайшие грешницы. Помолись о нас, святый отче, да помилует нас Господь!

Преподобный преподал им свое благословение и удалился в пустыню, благодаря Бога за полученное вразумление. Женщинам он не сказал ни слова о своем видении, боясь, как бы не повредить им своей похвалой».